Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Аренда земельного участка у муниципалитета проводки

Аренда земельного участка у муниципалитета проводки

Аренда земельного участка у муниципалитета проводки

Ндс при аренде участка


По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп.

1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст.

42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

Аренда земельного участка в бухучете

Организация может взять или, наоборот, предоставить в аренду земельный участок. Это значит, что право на использование данного объекта недвижимости временно перейдет к арендатору за оговоренную оплату.В отличие от помещений, право на аренду земельного участка еще нужно получить. А это выливается в денежные затраты, которые нужно учесть.

Эти расходы учитывают на 97 счете.Но перед этим делают проводку по оплате права на получение аренды земли:

  1. Дебет 76 Кредит – перечислены деньги
  2. Дебет 97 Кредит 76 – оплату отнесли на

С расходы списывают на счета затрат (20, ,…и т.д.) равномерно, в течение всего срока аренды, который прописывается в договоре.

Оформляется эта операция проводкой:

  1. Дебет 20 (, , 44…) Кредит 97.

Когда арендованный участок используют в деятельности фирмы (производственной, торговой и т.д.), начисление оплаты производится на соответствующих счетах в корреспонденции со счетом 76:

  1. Дебет 20 (, 44 …) Кредит 76.

А перечисление денежных средств отражают записью:

  1. Дебет 76 Кредит .

По расходам на арендную плату с выделенным НДС можно получить вычет. Сумма налога на добавленную стоимость отражается проводкой:

  1. Дебет 19.2 Кредит 76,

А сам вычет:

  1. Дебет 68 Кредит 19.2.

Если условиями договора аренды не запрещена передача участка третьим лицам, организация может сдавать весь или часть объекта в субаренду:

  1. Дебет 62 Кредит 91.1.

Аренда земельного участка облагается НДС, поэтому делают проводку по начислению налога:

  1. Дебет 91.1 Кредит 68 НДС.

Пример по аренде земли:Организация получила право аренды (58 795 руб.) на земельный участок для размещения на нем торговой площади.

Плата за аренду составляет 98 500 руб. (НДС 15 025 руб.). Срок по договору – 4 года. Через 5 месяцев после начала аренды часть участка была передана в субаренду с ежемесячной оплатой 53 400 руб. (НДС 8146 руб.).Проводки: Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание 76 Перечислены деньги за право аренды земельного участка 58 795 Платежное поручение исх.

(НДС 8146 руб.).Проводки: Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание 76 Перечислены деньги за право аренды земельного участка 58 795 Платежное поручение исх. 97 76 Отнесены на расходы будущих периодов затраты на приобретения права аренды 58 795 Бухгалтерская справка 97 44 Ежемесячная сумма списания расходов будущих периодов на 1224,90 Бухгалтерская справка 44 76 Начислена ежемесячная сумма арендной платы 98 500 Договор аренды Акт приема-передачи Бухгалтерская справка 76 Перечислена арендная плата за участок 98 500 Платежное поручение исх. 62 91.1 Учтена выручка от сдачи земельного участка в субаренду 53 400 Договор субаренды Бухгалтерская справка 91.1 Начислен НДС 8146 Бухгалтерская справка 62 Получена оплата по договору субаренды 53 400 Выписка банка Читайте также: Оценка статьи:

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.

Поделиться с друзьями:

Аренда земли: бухгалтерский и налоговый учет

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы в доходах федерального бюджета предусматриваются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.

Эффективнее всего — методично просматривать участки на публичной кадастровой карте РосРеестра, получая тем самым информацию о статусе, категории и виде разрешенного использования земель, а также форме собственности. Каждый год выделяются средства из бюджетов всех уровней на уплату земельного налога бюджетными организациями.

Учет и отчетность13.02.2013 Как учесть расходы по аренде земельного участка, предназначенного для строительства, если не только строительство, но и проектирование объекта еще не началось?

О том, как не выходя из дома получить список муниципальных земельных участков в Московской области, я расскажу немного позже. Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Согласно договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли, обязанность по уплате арендных платежей переходит к инвестору-2. Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить передачу права аренды и учет арендных платежей?

Аренда земельных участков у граждан

Проводки: Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание 76 51 Перечислены деньги за право аренды земельного участка 58 795 Платежное поручение исх.

97 76 Отнесены на расходы будущих периодов затраты на приобретения права аренды 58 795 Бухгалтерская справка 97 44 Ежемесячная сумма списания расходов будущих периодов на расходы на продажу 1224,90 Бухгалтерская справка 44 76 Начислена ежемесячная сумма арендной платы 98 500 Договор аренды Акт приема-передачи Бухгалтерская справка 76 51 Перечислена арендная плата за участок 98 500 Платежное поручение исх.

Гражданско-правовые отношения

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется организации в аренду на основании заключенного договора аренды (п.

2 ст. 22, пп. 3 п. 1 ) <*>. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ и другими федеральными законами и должны учитывать особенности, предусмотренные (п.

1 ст. 39.8 ЗК РФ). Размер платы за аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном , в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

Размер арендной платы указывается в договоре аренды (п. 4 ). В данном случае арендная плата, в соответствии с договором, уплачивается ежемесячно.

Учреждение – арендатор

Государственные (муниципальные) учреждения могут владеть земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или выступать в роли арендаторов.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным или бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования ( ст.

3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ст.

9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Чаще всего учреждениям предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) такие участки предоставляются на основании:-решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; -договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; -договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» ( ст.

25 ЗК РФ). Круг получателей земли в постоянное (бессрочное) пользование строго ограничен. Согласно ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:1)органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2)государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным); 3)казённым предприятиям; 4)центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

Указанным лицам земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением случаев, установленных статьями и ЗК РФ.

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование учреждениям на срок до одного года. ЗК РФ определены случаи, при которых земельный участок может предоставляться учреждению в аренду.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, а другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположено несколько зданий, сооружений, принадлежащих разным лицам на разных правах, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (

Бухгалтерский учет арендных платежей

Рекомендация: Как арендатору отразить в бухучете арендные платежи Одним из существенных условий является размер арендных платежей (арендная плата) ().

Более подробно о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы см. В том числе , график арендных платежей, , счет на оплату услуг и т. д. При этом нужен, только если он предусмотрен договором аренды. Такую точку зрения разделяют контролирующие ведомства (письма Минфина России , , ). Арендная плата В бухучете расходы в виде арендной платы признавайте ежемесячно ().
Арендная плата В бухучете расходы в виде арендной платы признавайте ежемесячно ().

Аренда земельных участков

Определение договора аренды в российском законодательстве дано в ст. 606 ГК РФ. По данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст.

607 ГК РФ).Согласно Земельному кодексу аренда земли – это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование для ведения какого-либо хозяйства. Арендодателями земельных участков могут быть собственники участков (ст. 260 ГК РФ), а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, – уполномоченные государством органы.Договор аренды землиВ Земельном кодексе аренде земельных участков посвящена ст.

22, согласно которой земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.

11 ст. 22 ЗК РФ).За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ), размер которой является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п.

4 ст. 65 ЗК РФ), а находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности – устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.Земельный кодекс закрепил за арендатором земельного участка довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора аренды (ст. 22 ЗК РФ).Арендатор земельного участка[1] имеет право:– передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное).

В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 ЗК РФ);– передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное).

На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ (п. 6 ст. 22 ЗК РФ). Особенности аренды земли, находящейся в госсобственностиОрганизация будет выступать арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:1. Если она имеет в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких участках.В соответствии с п.

3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ[2] собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо приобрести их, либо взять в аренду.

По желанию собственника объекта недвижимости соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.Однако на практике многие предприятия не спешат с оформлением таких земельных участков и, обладая правом собственности на здания, земельные участки под ними имеющие на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ[3] юридические лица, имеющие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.2.

Если организация берет в аренду землю для строительства.Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (п. 1 ст. 30 ЗК РФ) без предварительного согласования мест размещения объектов (предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах – п. 2 ст. 30 ЗК РФ) и с предварительным согласованием мест размещения объектов (предоставление земли осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений – п.

3 ст. 30 ЗК РФ).Продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в силу положений п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ осуществляется на аукционах. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства рассмотрены в ст.

38.1, 38.2 ЗК РФ. Порядок проведения аукционов определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 808[4].

По результатам торгов, на которые выставляется право на аренду земельного участка, составляется протокол, являющийся основанием для заключения договора аренды с победителем конкурса (аукциона). Договор подлежит оформлению в течение пяти дней после подписания протокола (п. 26 Правил).В соответствии с п.
26 Правил).В соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право (если иное не установлено федеральными законами) передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (в том числе права и обязанности, указанные в п.

5 и 6 ст. 22 ЗК РФ):– в пределах срока договора аренды земельного участка;– без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не допускаются: изменение условий договора аренды без согласия арендатора и ограничение установленных договором прав арендатора. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Расходы по аренде в налоговом учетеАрендная платаВ соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Это общее правило, и, например, при аренде земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, вопросов с отнесением арендной платы к прочим расходам не возникает.Если же организация берет в аренду земельный участок под застройку, то для целей налогового учета арендная плата за землю относится к прочим расходам не в полной сумме.

Расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка. Такое мнение неоднократно высказывал Минфин в письмах от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452, от 04.07.2008 № 03-03-06/1/384, от 29.03.2007 № 03-03-06/1/193, аргументируя свою позицию тем, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, и поэтому арендная плата за участок во время его застройки должна включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств и в дальнейшем списываться уже через амортизацию.

Согласились с Минфином и судьи ФАС СЗО (постановления от 24.06.2008 № А56-26195/2007, от 14.01.2008 № А56-4910/2007).Теперь перейдем к налогу на добавленную стоимость.

Если арендодателем земельного участка выступает организация – плательщик НДС, то арендатор в обычном порядке получит счет-фактуру, зарегистрирует ее в книге покупок и при соблюдении всех условий примет НДС к вычету.Если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то арендаторам нужно иметь в виду следующее. При предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 161 НК РФ). Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.Вместе с тем следует учитывать, что на основании пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). Таким образом, арендная плата за право пользования земельным участком, взимаемая уполномоченными на это органами, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании данной нормы НК РФ (Письмо УФНС по г.

Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227). Ранее аналогичное мнение высказывал и Минфин (Письмо от 30.10.2006 № 03-04-15/198[5]): оснований для обложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2006 года арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется. При внесении арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой «без налога» с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж[6].

Обратите внимание: освобождение от обложения НДС в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется только в отношении арендной платы за пользование земельными участками, взимаемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация сдает земельный участок в субаренду, то это будет являться операцией по предоставлению платных услуг третьим лицам, которая облагается НДС в общеустановленном порядке, так как в данном случае организация не является уполномоченным органом.

Расходы на приобретение права на заключение договора арендыПраво на заключение договора аренды земельного участка, как правило, приобретается в результате торгов (конкурсов, аукционов). Расходы на приобретение такого права принимаются для целей налогообложения (п.

2 ст. 264.1 НК РФ) при условии заключения договора аренды.В отличие от расходов на приобретение земельных участков в собственность, данные расходы признаются при аренде земельных участков, находящихся не только в государственной и муниципальной, но и в частной собственности. Кроме того, нет ограничения по дате заключения договора, а также признание расходов не ставится в зависимость от вида строительства, которое будет осуществляться (капитальное или жилищное).Для целей исчисления налога на прибыль порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки изложен в пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ. Он аналогичен порядку учета расходов на их покупку.

То есть предлагаются те же два варианта, один из которых следует закрепить в приказе об учетной политике.Вариант 1. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет. Соответственно, конкретный срок должен быть закреплен в приказе об учетной политике.Вариант 2.

Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов. Конкретный размер процентов, который будет применяться при расчете предельных размеров расходов, следует закрепить в приказе об учетной политике. При этом налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.Что касается налога на добавленную стоимость, то предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ (сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав).Пример 1.ООО «Союз» приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за 8 400 000 руб. Договор заключен 1 октября 2008 г.

сроком на 7 лет. В этом же месяце поданы документы на регистрацию договора аренды.Вариант 1.

В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы на приобретение права на земельные участки учитываются равномерно в течение пяти лет.Вариант 2. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы на приобретение права на земельные участки учитываются в размере 30% налоговой базы предыдущего налогового периода.

Налоговая база ООО «Союз» составила: за 2007 г.

– 10 500 000 руб., за 2008 г. – 15 000 000 руб.Вариант 1.Сумма расходов, ежемесячно учитываемых при расчете налога на прибыль, начиная с октября 2008 года составит 100 000 руб. (8 400 000 руб. / 7 лет / 12 мес.).Вариант 2.Расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль:– в 2008 году:30% налоговой базы 2007 года составят 3 150 000 руб.

(10 500 000 руб. х 30%), именно эта сумма и будет списана на «земельные» расходы в 2008 году;– в 2009 году: 30% налоговой базы 2008 года (без учета суммы расходов этого же периода на приобретение права на земельные участки) составят 5 445 000 руб. ((15 000 000 + 3 150 000) х 30%). То есть «земельные» расходы в 2009 году можно списать в размере 5 250 000 руб.

(8 400 000 — 3 150 000).Таким образом, ООО «Союз» расходы на приобретение земельного участка учтет полностью в течение двух налоговых периодов.

При этом в ст. 264.1 НК РФ не установлено требование о равномерном признании земельных расходов при втором способе их списания, поэтому можно сделать вывод о том, что они могут быть учтены по итогам первого же отчетного периода, то есть в январе 2009 года.В данном примере второй вариант списания расходов оказался для налогоплательщика более выгодным.
При этом в ст. 264.1 НК РФ не установлено требование о равномерном признании земельных расходов при втором способе их списания, поэтому можно сделать вывод о том, что они могут быть учтены по итогам первого же отчетного периода, то есть в январе 2009 года.В данном примере второй вариант списания расходов оказался для налогоплательщика более выгодным.

Однако здесь мы взяли годовую прибыль, превышающую стоимость приобретаемого права на заключение договора аренды. Если бы у предприятия были другие исходные данные (годовая прибыль гораздо меньше стоимости приобретаемого права), то выгоднее был бы первый вариант.В случае приобретения организацией двух земельных участков, одного на правах аренды, а другого – в собственность, предельный размер расходов, признаваемых в целях налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, определяется отдельно в отношении суммы расходов на приобретение права на земельный участок и права на заключение договора аренды.

При этом если организация выберет второй вариант списания расходов, то, как указано в Письме Минфина России от 27.06.2007 № 03-03-06/1/425, для расчета предельных размеров расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов на приобретение права на земельные участки и права на заключение договора аренды.При учете данных расходов следует иметь в виду, что речь идет о праве на заключение договора, иными словами, покупается право на аренду земельного участка, которое не следует путать с арендной платой.

Например, в вышеупомянутом Письме Минфина России от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452 рассматривался вопрос о включении в первоначальную стоимость строящегося здания арендных платежей, уплаченных до момента завершения строительства.

Что касается стоимости права на заключение договора аренды, то в минфиновском письме отмечается: в отношении сделки, заключенной до 1 января 2007 года, расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств.

Начиная с 1 января 2007 года расходы на приобретение права на земельные участки учитываются в соответствии с положениями ст. 264.1 НК РФ.Как отмечалось выше, право на заключение договора аренды земли приобретается в основном на торгах (конкурсах, аукционах). Однако такое право может приобретаться и в иных случаях, которые были рассмотрены, например, в недавних письмах Минфина (от 08.10.2008 № 03-03-06/1/568, от 13.10.2008 № 03-03-06/2/142).

Организации заключили договоры аренды до вступления в действие ст. 264.1 НК РФ, то есть до 1 января 2007 года. Основанием для их заключения являлось то, что на земельных участках располагались здания, принадлежащие организациям на правах собственности.

В 2007 – 2008 годах были приняты решения о сносе зданий и строительстве на их месте новых. Таким образом, меняется назначение использования земельного участка, что ведет к необходимости внесения соответствующих изменений в действующий договор аренды или заключения нового договора.

В связи с этим правительством субъекта РФ ставится условие оплаты права на заключение договора аренды.Из вопроса, который рассматривался в Письме № 03-03-06/1/568, следует, что в 2008 году к договору аренды составлено дополнительное соглашение с указанием, что право аренды земельного участка выкуплено, но еще не оформлено и подлежит государственной регистрации. На вопрос организации: с какого момента можно учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли, если сам договор уже заключен в 2001 году на 49 лет, чиновники ограничились перечислением норм, изложенных в ст.

264.1 НК РФ.Автора же в данном случае заинтересовал другой момент – будет ли считаться заключение дополнительного соглашения к договору аренды условием для признания данных расходов. Ведь договор и дополнительное соглашение – понятия не тождественные,о чем свидетельствует и арбитражная практика.

Например, ФАС УО в Постановлении от 20.03.2006 № Ф09-963/06-С6 указал, что дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, является неотъемлемой частью договора аренды, оно изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

А ФАС СЗО отметил, что дополнительное соглашение не является самостоятельным основанием возникновения права аренды (Постановление от 09.06.2006 № А05-17873/2005-24).

Поэтому, по мнению автора, налоговые инспекторы, буквально прочитав п.

2 данной статьи, где речь идет о заключении договора, а не дополнительного соглашения к нему, не примут в расходы приобретение права на заключение договора.В Письме № 03-03-06/2/142 рассматривалась аналогичная ситуация (на арендованном ранее участке стояло здание, принадлежащее арендатору на праве собственности, которое он решил снести и построить новое). Однако отношения с собственником земли были переоформлены не путем составления дополнительного соглашения, а заключением новогодоговора аренды. Минфин в письме делает вывод, что предполагаемые работы по сносу старого здания и строительство нового административного здания не влияют на порядок учета расходов, связанных с приобретением права на заключение договора аренды земельного участка,важен факт обязательности в последующем заключения договора аренды.На примере сравнения двух похожих, но по-разному оформленных ситуаций видно, как тщательно нужно продумывать все тонкости сделки, чтобы минимизировать налоговые риски.

Государственная регистрация договора арендыВ соответствии с п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.

131 ГК РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ[7].При этом договор аренды земельного участка считается заключенным с момента его государственной регистрации.В соответствии с п. 2 ст. 264.1 НК РФ одним из оснований признания расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка является фактическое заключение договора аренды. При этом расходы относительно участка, подлежащего государственной регистрации, подлежат включению в состав прочих с момента документально подтвержденного факта подачи договора аренды на государственную регистрацию (пп.

2 п. 3 ип. 4 ст. 264.1 НК РФ). В целях ст. 264.1 НК РФ под таким подтверждением понимается расписка в получении соответствующих документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Обратите внимание: в случае отказа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в государственной регистрации договора аренды и, соответственно, невозможности заключения договора аренды у налогоплательщика отсутствуют правовые основания для учета таких расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 29.04.2008 № 03-03-06/1/298).

При этом может сложиться ситуация, когда отчетный период, в котором была получена расписка, и отчетный период, в котором организации было отказано в такой регистрации, не совпадают.В этом случае, по мнению чиновников, в соответствии со ст.

54 НК РФ налогоплательщик должен пересчитать налоговые обязательства за прошлый налоговый (отчетный) период и подать уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст.

81 НК РФ.Согласно п. 2 ст. 264.1 НК РФ если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации (а это относится к договорам, заключенным на срок менее года, – п.

2 ст. 26 ЗК РФ), то расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются равномерно в течение срока действия этого договора аренды.Если по договорам аренды, подлежащим государственной регистрации, расходы включаются в состав прочих с момента подачи договора аренды на регистрацию, то возникает вопрос: с какого же момента в состав расходов включаются затраты по приобретению права на земельный участок, если соответствующее право не подлежит государственной регистрации? Очевидно, что такие затраты включаются в состав прочих с момента вступления в силу договора аренды. Передача прав третьему лицуПередача права на заключение договора арендыСлучается, что на практике организация, выиграв на аукционе право на заключение договора аренды, по каким-либо причинам передает его третьему лицу.

Что здесь надо иметь в виду?Во-первых, следует разграничивать «право на заключение договора аренды» и «арендные права». Термин «арендные права» встречается и в ЗК РФ (ст.

22), и в ГК РФ (ст. 615, 631). Из содержания названных статей можно сделать вывод, что под арендными правами понимаются права арендатора, вытекающие из договора аренды. То есть передача арендных прав арендатором осуществляется в рамках уже заключенного договора, тогда как передача права на заключение договора аренды может происходить только до момента заключения договора с арендодателем.Во-вторых, как уже отмечалось выше предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ.Указанное освобождениеот обложения НДС применяется только в случае, когда плата за приобретение данного права взимается органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация передает права на заключение договора аренды земельного участка третьему лицу, то возникает объект обложения НДС. В соответствии с п. 5 ст. 155 НК РФ налоговая база по НДС определяется в порядке, установленном п.

1 ст. 154 НК РФ, а именно исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС.В-третьих, в соответствии с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.

27 ст. 38.1 ЗК РФ. Согласно данной норме в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине присутствия на нем менее двух участников, единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона.

В таком случае организация-участник не может передать право на заключение договора аренды другому лицу, так как из-за признания аукциона несостоявшимся ввиду наличия одной заявки организации договор аренды земельного участка мог быть заключен только с ней. По данному вопросу высказался недавно Президиум ВАС (Постановление от 24.06.2008 № 3351/08): соглашение об уступке предприятием права на заключение договора аренды земельного участка третьему лицу направлено на получение последним этого права вне аукциона, что противоречит нормам земельного законодательства, поэтому в силу ст.

168 ГК РФ является ничтожным.

Данное соглашение не порождает юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (п.

1 ст. 167 ГК РФ). Передача арендных правРассмотрим ситуацию, когда организация, выиграв торги и заключив договор аренды, через какое-то время захочет передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в соответствии с п. 5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ.Пример 2.ООО «Меркурий» приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за 16 800 000 руб. сроком на 7 лет с 1 июля 2007 г.В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета эти расходы учитываются равномерно в течение 7 лет и сумма ежемесячно учитываемых расходов составит 200 000 руб.

(16 800 000 руб. / 7 лет / 12 мес.).В октябре 2008 г. организация передала свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка за 16 520 000 руб. (в том числе НДС 18% – 2 520 000 руб.).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.Июль 2007 г.Отражено приобретение права на заключение договора аренды977616 800 000Перечислены денежные средства в оплату права на заключение договора аренды765116 800 000Ежемесячно с июля 2007 г. по сентябрь 2008 г.Списывается соответствующая часть расходов будущих периодов20, 4497200 000Октябрь 2008 г.Признан прочий доход по сделке перенайма7691-116 520 000Начислен НДС (16 520 000 руб.

/ 118 x 18)91-268<*>2 520 000Признан прочий расход по сделке перенайма (16 800 000 руб.

— 200 000 руб. x 15 мес.)91-29713 800 000<*> Объектом налогообложения признается передача имущественных прав (пп.

1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Особенности определения налоговой базы по НДС при передаче арендных прав установлены в п. 5 ст. 155 НК РФ, который в свою очередь ссылается на ст.

154 НК РФ. Пункт 1 ст. 154 НК РФ гласит, что налоговая база определяется как стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.

40 НК РФ, без включения в них налога (НДС).

Моментом определения налоговой базы является день передачи имущественных прав (п. 8 ст. 167 НК РФ).В соответствии с п.

1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущественных прав (в том числе арендных прав) для целей исчисления налога на прибыль признается доходом от реализации.

В нашем примере доход будет равен 14 000 000 руб.

(16 520 000 — 2 520 000).К моменту передачи имущественного права в расходах было учтено 3 000 000 руб. (200 000 руб. х 15 мес.). Таким образом, невозмещенные затраты составят 13 800 000 руб.

(16 800 000 — 3 000 000).В статье 264.1 НК РФ особенности реализации арендных прав на земельный участок, в отличие от реализации самих земельных участков, не установлены. Зато в п. 2.1 ст. 268 НК РФ говорится, что при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

Поэтому в рассматриваемом примере стоимость права на заключение договора аренды можно рассматривать как расходы, связанные с приобретением арендных прав (соответственно, в части, оставшейся не учтенной в составе расходов на момент перенайма, – 13 800 000 руб.).

1] За исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков. Особенности предоставления земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ, и порядок пользования такими земельными участками установлены гл.

7 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

.[2] Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».[3] Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».[4] Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».[5] Доведено до нижестоящих органов Письмом ФНС России от 30.11.2006 № Отсутствие счета-фактуры в данном случае может быть расценено контролерами как грубое нарушение правил учета в соответствии со ст. 120 НК РФ, что повлечет наложение штрафа от 5 000 до 15 000 руб. В то же время ни один нормативный документ напрямую не обязывает налоговых агентов самостоятельно выписывать себе какие-либо счета-фактуры (дополнительно см.

статью С. Н. Зайцевой «Аренда госимущества: что нужно знать бухгалтеру?», № 17, 2008).[7] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете покупку права аренды земли?

На фото Светлана Скобелева Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Николаевны (г. Челябинск)Подскажите, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете покупку права аренды земли (стоимость с НДС) до гос.регистрации и после гос.регистрации.

Когда НДС можно принять к вычету? ( Передается право аренды замли от одного арендатора — другому — за деньги).

И надо ли платить налог на землю после регистрации, если документа на собственность нет? Согласно п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). В результате перенайма происходит замена арендатора в обязательстве, возникшем из договора аренды, поэтому перенаем должен осуществляться с соблюдением норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга.

В соответствии со ст. 389, 391 ГК РФ такая сделка совершается по волеизъявлению прежнего и нового должников и кредитора с соблюдением требований к форме, предъявляемой к основной сделке. В соответствии с п. 5 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. 5 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация перехода права аренды проводится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ). Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 154-О, следует, что право лица на аренду имущества возникает в силу гражданского договора. Государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права.

Государственная регистрация договора аренды имущества, равно как и государственная регистрация права его аренды, не могут подменять собой договор как основание возникновения, изменения и прекращения права аренды.

Она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Следовательно, возникновение гражданских прав и обязанностей у сторон по договору связывается с заключением договора, а не с моментом его государственной регистрации.

Таким образом, в данном случае права и обязанности у нового арендатора возникают с момента заключения им договора о передаче прав аренды, а не с момента регистрации этого права.

Затраты на приобретение права аренды земельного участка в бухгалтерском учете организация может отразить по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и ежемесячно списывать с указанного счета в течение оставшегося срока аренды земельного участка в порядке, установленном учетной политикой организации (например, равными долями). Что касается учета затрат на приобретение права аренды земельного участка в целях налогообложения прибыли, то в данном случае организация не приобретает право на заключение договора аренды земельного участка у его собственника, а приобретает права и обязанности по договору аренды земельного участка у предыдущего арендатора в соответствии с п.

5 ст. 22 ЗК РФ. При этом, как указывалось выше, заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. Поэтому в данном случае расходы на приобретение арендных прав не могут учитываться по специальным правилам, установленным ст. 264.1 НК РФ. В то же время расходы, связанные с приобретением права аренды земельного участка, не указаны в перечне расходов, приведенном в ст.

270 НК РФ. Согласно подп. 1 п.

1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в частности, расходы, связанные с приобретением имущественных прав. Следовательно, в целях налогообложения прибыли стоимость приобретенного права аренды организация может учесть в составе расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия критериям ст.

252 НК РФ. Аналогичную позицию по данному вопросу занимают налоговые органы (см., например, Письмо УМНС России по г.

Москве от 27.01.2004 N 26-12/5331), а также Минфин России (см. Письма Минфина России от 03.10.2005 N 03-03-04/1/238, от 19.07.2006 N 03-03-04/1/585).

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл.

25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно (абз.

2 п. 1 ст. 272 НК РФ). На основании вышеуказанных норм расходы по оплате приобретенного права аренды подлежат отражению в составе прочих расходов равными долями в течение срока действия договора аренды (с момента заключения договора о передаче права аренды).

Следует отметить, что если право аренды земельного участка приобретается с целью строительства на нем объектов, используемых в дальнейшем для ведения организацией хозяйственной деятельности, то такие расходы носят капитальный характер. Указанные расходы (в доле, приходящейся на момент окончания строительства исходя из срока действия договора права долгосрочной аренды) будут увеличивать первоначальную стоимость объекта.

При передаче арендных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст.

154 НК РФ (п. 5 ст. 155 НК РФ), то есть исходя из договорной стоимости уступленного права (без учета НДС) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Согласно п.

8 ст. 167 НК РФ при передаче имущественных прав моментом определения налоговой базы по НДС является день их передачи.

Таким образом, обязанность исчислить НДС возникает у бывшего арендатора в том налоговом периоде, в котором эта передача состоялась. Соответственно, сумму НДС, предъявленную предыдущим арендатором, организация имеет право принять к вычету в общеустановленном порядке на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ после принятия к учету приобретенного права при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов (в данном случае таким документом является договор о передаче прав аренды) (п.

1 ст. 172 НК РФ). Арендатор не является плательщиком земельного налога в отношении полученного в аренду земельного участка (п.2 ст.

388 НК РФ).Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

  1. , директор департамента аудита ООО предприятие

«». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Мы не просим купить подписку.

У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+