Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Иностранцы наказание по уголовному делу

Иностранцы наказание по уголовному делу

§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан


Производство предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан имеет свои особенности расследования. Одной из основных особенностей, которую следует учитывать при расследовании преступлений данной категории, является то, что потерпевший, подозреваемый или обвиняемый — иностранный гражданин. В этой связи представляется необходимым рассмотреть те аспекты правового статуса иностранных граждан, которые непосредственно обусловливают особенности расследования преступлений данной категории и влияют на его эффективность.

Основой правового положения лица, как в государственном, так и в международном праве, является гражданство. Гражданство – это юридический факт, порождающий устойчивую правовую связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. С точки зрения правового положения жителей государства обычно разделяют на его граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

В некоторых государствах, в частности в Российской Федерации, признаются, хотя обычно и с некоторыми оговорками, лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды). Надо отметить, что принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное для него значение, поскольку каждое государство, как правило, имеет свои особенности, вытекающие из его исторического прошлого, социального, политического, экономического и культурного развития.

Можно утверждать, что развитие международного сотрудничества в области прав человека и безопасности приводит к постепенному сближению законодательства различных государств в сфере, относящейся к гражданству.

Однако различия в правовом положении лиц, являющихся гражданами разных стран, еще остаются, причем весьма существенные. Далеко не одинаково правовое положение отдельных групп граждан и в пределах одного государства. Особенно велики различия между гражданами государства и остальными лицами, находящимися в его пределах, т.е.

иностранными гражданами и апатридами.

Определение «иностранный гражданин» законодательно закреплено в ч.1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 – ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” :

«иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства»

.

Учитывая особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, следователь при получении заявления от иностранного гражданина о совершенном в отношении него преступлении или заявление о совершении преступления иностранцем, а также при производстве следственных действий с их участием должен убедиться, является ли заявитель или участник уголовного судопроизводства иностранным гражданином и обладает ли он дипломатическим иммунитетом. Для этого необходимо истребовать документы, содержащие сведения о личности участника уголовного процесса и его гражданстве. Принадлежность иностранца к гражданству или подданству конкретного государства подтверждается национальным документом, одним из которых, в частности, является заграничный паспорт с указанием срока его действия.

Заграничный паспорт должен отвечать следующим требованиям: содержать установочные данные владельца (фамилию, имя, отчество, год и место рождения, национальность), фотографию, печать государственного учреждения, выдавшего заграничный паспорт, не быть просроченным, иметь въездную визу страны пребывания.

В случаях предъявления иностранным гражданином дипломатического паспорта, дипломатической или консульской карточки, следователь должен получить согласие государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось о производстве следственных действий с его участием.

Информацию о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК РФ). Таким образом, установив принадлежность заявителя, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого к гражданству другого государства, следователь сталкивается с определенными уголовно-процессуальными и криминалистическими особенностями производства процессуальных действий, необходимых при производстве расследования данной категории преступлений.

Анализ законодательства показывает, что большинство государств, устанавливая объем прав и обязанностей иностранных граждан прибывающих на его территорию, включает в соответствующие нормативные акты положения, гласящие, что нормы международных договоров, устанавливающие иные правила чем предусмотренные национальным законодательством, имеют преимущественную силу, либо прямо указывают, что права и обязанности иностранных граждан определяются и международными договорами. В частности в ч. 3 ст. 1 УПК РФ конкретно указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.

С учетом многообразия общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется на основе международных договоров России с другими странами, в соответствии с Конституцией РФ и иным законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в ней. Все категории иностранных граждан обладают тем или иным объемом прав, свобод и обязанностей, находятся в определенной правовой связи с государством пребывания.

Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранцев на территории страны пребывания составляет их правовой статус, который включает в себя также правоспособность и гарантии, обеспечивающие реализацию представленных им прав и свобод.

В принципе, иностранные граждане на территории России пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами.

Так, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»

.

В то же время правовое положение иностранных граждан в определенных отношениях отличается от правового положения российских граждан. Практика показывает, что иностранные граждане, находясь в России и участвуя в уголовном процессе, могут обладать правом на выполнение самых различных функций: выступать в качестве потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

Но в каком бы процессуальном статусе ни оказывался иностранный гражданин, факт его участия в уголовном процессе придает предварительному расследованию характерные особенности не только собственно уголовно-процессуального, но и уголовно-правового и криминалистического характера.

Поэтому следователи, расследуя уголовные дела о преступлениях с участием иностранных граждан, встречаются с рядом дополнительных трудностей, которые обусловлены: особенностями правового статуса иностранных граждан в России, спецификой социально-психологических свойств личности, криминалистическими особенностями преступлений, которые совершаются в отношении их и их имущества. Важным фактором при производстве расследования преступлений, с участием иностранных граждан, является знание практическими работниками правоохранительных органов правового статуса иностранных граждан как обстоятельства, характеризующего один из основных элементов криминалистической характеристики таких преступлений. Всех иностранных граждан, пребывающих на территории России, можно условно разделить на определенные группы.

В юридической литературе неоднократно предпринималась попытка классифицировать иностранных граждан в зависимости от степени юридической подчиненности государству пребывания, по отношению к гражданству той или иной страны, цели и времени пребывания иностранных граждан в России.

Обобщение результатов исследований по данному вопросу, а также законодательной базы позволяет предложить основания классификации иностранных граждан по следующим критериям. По длительности пребывания иностранных граждан в России: постоянно проживающие в России и имеющие вид на жительство; длительно находящиеся в стране (студенты, аспиранты, представители различных фирм, журналисты, лица дипломатического корпуса); кратковременно пребывающие в России (туристы, члены экипажей судов, спортсмены, артисты, рабочие). По цели пребывания в России: прибывшие по служебным делам или межправительственным соглашениям; прибывшие для решения общественных, политических, экономических, торговых, научно-технических и иных подобных задач; прибывшие по личным (частным) делам (по приглашениям родственников, знакомых, студенты, рабочие); следующие транзитом.

По характеру принадлежности к одному или нескольким государствам, региону, континенту (азиаты, американцы, африканцы, европейцы).

По степени подчиненности юрисдикции России: иностранные граждане, подчиненные юрисдикции России в полном объеме наравне с гражданами России (студенты, специалисты, туристы, рабочие, журналисты); иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом и привилегиями. Особое значение имеет правовой статус иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Дипломатический иммунитет как институт уголовно-процессуального права относится к числу институтов, смежных с одноименным институтом международного права. У последнего он заимствует ряд правовых норм для регулирования уголовно-процессуальных отношений, вследствие чего уголовно-процессуальный институт дипломатического иммунитета приобретает черты смешанного института.

Под дипломатическим представителем, согласно ст.ст. 7 и 21 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., следует понимать главу дипломатического представительства или лицо, его заменяющее, либо, соответственно, главу консульского представительства. Понятие «дипломатические представители» в уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается.

Поэтому для определения этого понятия и связанных с ним правил используются нормы международных правовых актов: Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., иногда именуемой «кодекс посольского права» (ст.

3, 14, 19, 22, 24, 27, 29-31, 37-40, 43-45); Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.; Конвенции о специальных миссиях 1969 г.

В частности, согласно ныне действующей Венской конвенции о дипломатических сношениях, к числу дипломатических представителей, именуемых в ней «дипломатические агенты», отнесены: глава дипломатического представительства; члены дипломатического персонала, имеющие соответствующий дипломатический ранг (ст.

В частности, согласно ныне действующей Венской конвенции о дипломатических сношениях, к числу дипломатических представителей, именуемых в ней «дипломатические агенты», отнесены: глава дипломатического представительства; члены дипломатического персонала, имеющие соответствующий дипломатический ранг (ст. 1). Главы дипломатического представительства согласно Конвенции подразделяются на три класса: класс послов и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников; класс поверенных в делах (ст. 14). Кроме того, Венская конвенция о дипломатических сношениях распространяет дипломатические иммунитеты и привилегии на членов семьи главы дипломатического представительства, а также членов семьи иных лиц дипломатического персонала, которые в силу ст.

37 Конвенции пользуются всеми иммунитетами и привилегиями дипломатического агента. В том числе личной неприкосновенностью, неприкосновенностью занимаемых ими жилых помещений, неприкосновенностью их бумаг, корреспонденции, имущества, иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции, а также свидетельским иммунитетом.

Указанные привилегии и иммунитеты распространяются лишь на тех членов семьи, которые проживают вместе с дипломатическим представителем на территории зарубежного государства и не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры и временные дипломатические курьеры. Согласно положениям ст. 27 Конвенции «дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания, а также аккредитующего государства. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме».

Очевидно, что иммунитеты дипломатических курьеров носят ярко выраженный функциональный характер и при исполнении функциональных обязанностей являются абсолютными, не подлежащими ограничению или лишению. Временные дипломатические курьеры пользуются теми же иммунитетами, но прекращаются они в момент доставки такими курьерами порученной дипломатической почты по назначению. Члены обслуживающего персонала дипломатического представительства пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями функционального характера при условии, если они не являются гражданами страны пребывания или постоянно не проживают в этой стране (п.

3 ст. 37 Конвенции). Среди органов внешних сношений, наряду с дипломатическими представительствами и их персоналом, особым статусом обладают и другие зарубежные и внутригосударственные органы и должностные лица, пользующиеся международной защитой.

Понятие «лицо, пользующееся международной защитой» раскрывается в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции под лицом, имеющим указанный статус, подразумеваются: глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи; любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи. На основании указанных нормативных актов можно выделить три уровня иммунитета иностранных граждан: Полный иммунитет от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции страны пребывания, которым обладают: сотрудники дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), дипломатический персонал представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и секретари-архивисты), а также проживающие с ними члены семей, если они не являются гражданами России; члены персонала дипломатических представительств иностранных государств в других странах, проезжающих транзитом через территорию России, члены их семей и сопровождающие их лица; члены делегаций иностранных государств: главы государств, правительств, министры, члены парламентских и правительственных делегаций, приехавшие для участия в межгосударственных переговорах, конференциях, совещаниях и с другими официальными поручениями; представители иностранных государств, следующие через территорию нашей страны, а также члены их семей, сопровождающие их во время поездки; сотрудники международных организаций.

Дипломатический иммунитет включает неприкосновенность и защиту личности, служебного и жилого помещений, средств передвижения, а также неподсудность лиц дипломатического состава суду страны пребывания. Они не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, а также не обязаны давать показания в качестве свидетелей.

Производство процессуальных действий в отношении лиц, обладающих иммунитетом, возможно только по их просьбе или с их согласия.

Так, испрашивая согласие на допрос или иное следственное действие с участием лица, обладающего иммунитетом, в запросе необходимо отразить: по какому делу, в какое время и где это лицо согласно принять участие в следственном действии.

Копии запросов и ответов нужно приобщить к уголовному делу. В случае устного согласия, необходимо приобщить к материалам справку о результатах беседы и характере полученного при этом согласия. В консульских конвенциях, заключенных между РФ и зарубежными государствами, указано, что в случаях, когда это возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или в квартире должностного лица посольства либо сотрудника консульства.

Факт наличия дипломатической неприкосновенности, если не предъявлены соответствующие документы, устанавливается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ). Правовой статус различных категорий иностранных граждан должен быть подтвержден документально.

Принадлежность к числу лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, удостоверяется документами, выдаваемыми Протокольным отделом МИД РФ. Дипломатические или консульские карточки имеются у весьма ограниченного круга иностранных граждан — глав и членов правительств, дипломатов, консулов, членов парламента и других дипломатических лиц зарубежных государств, а также их супругов и детей.

Частичным иммунитетом от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции в силу многосторонних международных конвенций, обладают: административно-технический персонал представительств и члены их семей, обслуживающий персонал; административно-технический персонал делегаций иностранных государств, прибывших на территорию России для участия в переговорах, конференциях или с другими официальными поручениями; сотрудники делегаций, следующие транзитом, а также члены их семей; члены консульских представительств иностранных государств; дипломатические курьеры. Данная категория лиц пользуется иммунитетом в случаях, связанных с выполнением ими служебных обязанностей. Они пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть заключены под стражу, кроме случаев преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

Частичным иммунитетом от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции, установленным государством пребывания на основе двухсторонних соглашений, обладают: сотрудники консульств (водители, дворники и другой обслуживающий персонал); обслуживающий персонал международных межправительственных организаций, находящихся в России. На основе двухсторонних соглашений может быть установлен и полный иммунитет в отношении свидетелей, потерпевших, экспертов, вызванных в соответствии с Договором об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. При наличии соответствующего договора, данные лица не могут быть подвержены преследованиям или аресту ни за уголовно наказуемые деяния, составляющие предмет разбирательства по делу, в связи с которыми лицо прибыло в Россию, ни за другие уголовно наказуемые деяния, совершенные до пересечения границы запрашивающего государства.

Но иммунитет в отношении этих лиц прекращает свое действие после того, когда необходимость пребывания этого лица на территории запрашивающего государства отпадает. К содержанию Tags: УПК РФ

Комментарий к СТ 3 УПК РФ

.

Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства Комментарий к статье 3 УПК РФ: 1. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст.

2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

, в ред. от 18.07.2006). 2. В части первой ком.

статьи буквально говорится лишь о применении норм УПК в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в России.

Однако реальное содержание данной нормы шире.

Как правило, по российскому закону процессуальные действия проводятся в отношении иностранцев и лиц без гражданства, даже если они являются не обвиняемыми и подозреваемыми, а другими участниками уголовного судопроизводства (потерпевшими, свидетелями и т.д.). Кроме того, из содержания данной нормы (скорее всего, благодаря неправильно поставленной запятой) следует, что речь идет о лицах, совершивших преступления «на территории Российской Федерации». Однако в ряде случаев действие российского уголовно-процессуального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства и тогда, когда они совершили преступление не на российской территории.

В законодательстве и судебной практике многих государств, в т.ч. России (ч. 3 ст. 12 УК), признается принцип защиты и безопасности, согласно которому государство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления против его интересов или интересов его граждан вне территории данного государства.

Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государства на основе международного права распространяется на некоторые преступления, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены. Это такие преступления, как апартеид, терроризм и некоторые др. (Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 30.11.1973, Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 27.01.1977 и т.д.).

3. Международное право предусматривает следующие группы лиц, обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ и правом на личную неприкосновенность : ——————————— См.: Бирюков П.Н.

Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе Российской Федерации.

Воронеж, 2000. С. 228. 1) сотрудники дипломатических представительств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961, главы дипломатических представительств (посол, посланник и поверенный в делах), члены дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты) и члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются российскими гражданами, пользуются абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ.

Такой же иммунитет имеют члены административно-технического персонала представительства и их семьи, если они не являются гражданами России или не проживают в РФ постоянно (ст. 37 Конвенции 1961 г.). Указанные лица пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности в государстве пребывания, не могут быть арестованы или задержаны, помещение дипломатического представительства, так же как и частная резиденция дипломата, пользуется неприкосновенностью, они не обязаны давать показаний в качестве свидетелей или участвовать в каких-либо других процессуальных действиях при условии, если от иммунитета не откажется аккредитующее (т.е. представляемое ими) государство.

Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются российскими гражданами или не проживают в России постоянно, также пользуются иммунитетом, который, однако, распространяется только на те действия, которые совершены ими при исполнении своих служебных обязанностей.

Частные домашние работники в РФ уголовно-процессуальным иммунитетом, как правило, не обладают, но по принципу взаимности в отношениях с конкретным государством дипломатические привилегии и иммунитеты могут быть распространены и на них. Кроме того, личную неприкосновенность имеют дипломатические курьеры (ст. 27 Конвенции о дипломатических сношениях, ст.

ст. 12, 13, 18 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.); 2) главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, члены их семей; члены специальных миссий. Статья 39 Венской конвенции о специальных миссиях 1969 г.

распространяет иммунитет также на членов семей представителей посылающего государства, членов специальных миссий и семей ее дипломатического персонала при следующих условиях: а) если они сопровождают членов специальной миссии; б) если они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.
распространяет иммунитет также на членов семей представителей посылающего государства, членов специальных миссий и семей ее дипломатического персонала при следующих условиях: а) если они сопровождают членов специальной миссии; б) если они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.

Члены семей административно-технического персонала специальной миссии, когда они сопровождают специальную миссию, пользуются иммунитетом, если не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно; 3) работники консульских учреждений. Обычно к их числу относят: а) главу консульства (генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями консульства); б) консульских должностных лиц (любое лицо, включая главу консульства, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций); в) консульских служащих (лица, не являющиеся консульскими должностными лицами и выполняющие в консульстве административные или технические функции), г) работники обслуживающего персонала.

Однако поскольку Россия участвует не только в многосторонней Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963, но и в двусторонних консульских конвенциях, нормы которых часто расходятся с положениями Конвенции 1963 г., то международно-правовой статус лиц, пользующихся иммунитетами, может существенно различаться. Например, согласно ст. 1 Конвенции 1963 г., ст.

1 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г. и ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г., сотрудники консульских учреждений подразделяются на три группы: консульские должностные лица; административно-технический персонал; обслуживающий персонал.

В то же время Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., между СССР и США 1964 г., Консульская конвенция между СССР и Японией 1966 г. устанавливают только две категории: консульские должностные лица и иные сотрудники учреждения.

В соответствии со ст. 1 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г., ст. 1 Консульской конвенции между СССР и Французской Республикой 1966 г.

к консульским должностным лицам отнесены также стажеры, т.е. лица, прикомандированные к консульскому учреждению для обучения консульской службе.

Статья 5 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.

к числу консульских должностных лиц причисляет

«секретарей и референтов, уполномоченных на осуществление определенных должностных консульских функций, фамилии которых сообщены в этом качестве государству пребывания консула»

. Объем иммунитета сотрудников консульских учреждений, установленный конвенциями, также различается. А) Согласно одним конвенциям все консульские должностные лица, а также все работники консульского учреждения — граждане представляемого государства — приравнены в этом отношении к дипломатическим агентам (ст.

18 Консульской конвенции между РФ и Республикой Грузией 1993 г., ст. 14 Консульской конвенции между РФ и Республикой Казахстан 1994 г., ст. 19 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г.).

Члены семей консульских должностных лиц или сотрудников консульств указанных государств неприкосновенны в той же степени, что и консульские должностные лица или сотрудники консульства, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Республикой Боливия 1980 г.). Б) Другие конвенции предоставляют дипломатический иммунитет только консульским должностным лицам и членам их семей (ст.

18 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г., ст.

35 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г.). Статья 36 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г.

гласит, что консульские служащие и работники обслуживающего персонала консульств Украины не подлежат российской юрисдикции лишь в отношении действий, совершаемых ими при выполнении своих служебных обязанностей. В) Иногда полный иммунитет от уголовной юрисдикции РФ имеют только главы консульских учреждений (ст. 10 Консульской конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.) или главы консульских учреждений и члены их семей (ст.

15 Консульской конвенции между СССР и Королевством Норвегии 1971 г.). Прочие консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту при условии предъявления им обвинения в совершении тяжкого преступления либо на основании вступившего в законную силу приговора суда. При этом тяжким преступлением считается умышленное преступление, за которое предусматривается тюремное заключение на срок не менее 5 лет, или более серьезное наказание (ст.

10 Консульской конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.).

Г) В некоторых случаях консульские должностные лица и сотрудники консульского учреждения, являющиеся гражданами аккредитующего государства, не подлежат российской юрисдикции лишь в части их служебной деятельности (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Мексиканскими Соединенными Штатами 1978 г.).

В остальном консул и должностные лица консульской службы могут быть арестованы или подвергнуты иному ограничению свободы в порядке исполнения вступившего в законную силу приговора суда либо преследования за совершение уголовного преступления против жизни или личной свободы при условии, если провинившийся застигнут на месте преступления (ст. 8 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.). По ст. 18 Консульской конвенции между СССР и Швецией 1967 г.

консульское должностное лицо не подлежит ни аресту, ни лишению свободы в любой другой форме до и во время судебного процесса в отношении действий, совершенных им не при исполнении служебных обязанностей, если только оно не обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое в соответствии с законодательством государства пребывания предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет. Д) Некоторые конвенции устанавливают обязанность государства пребывания консула заранее поставить в известность посольство государства, назначившего консула, о том, что консул или должностное лицо консульской службы должно быть арестовано или в отношении его должно быть возбуждено уголовное преследование. В случае задержания консула или должностного лица консульской службы на месте преступления, государство пребывания консула обязано немедленно после задержания поставить об этом в известность посольство государства, назначившего консула (ст.

8 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.).

Е) Если консульское соглашение с государством у РФ отсутствует, должны применяться ст.

ст. 31, 33, 41, 44 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

и ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., согласно которым консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью и не могут быть задержаны или арестованы иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в силу приговора суда. Они пользуются иммунитетом лишь в том, что касается их служебной деятельности. На прочих сотрудников консульских учреждений иммунитет не распространяется.

Консульские помещения неприкосновенны в той их части, которая используются для работы консульского учреждения.

Власти государства пребывания не могут вступить туда без согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Сотрудники международных организаций. На основании ст. 30 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств иммунитеты, предоставляемые на территории РФ международным организациям и их должностным лицам, определяются международными договорами.
На основании ст. 30 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств иммунитеты, предоставляемые на территории РФ международным организациям и их должностным лицам, определяются международными договорами. Различают полный и функциональный иммунитет сотрудников международных организаций.

Полным иммунитетом во время выполнения официальных функций обладают обычно сотрудники универсальных, а также крупнейших региональных организаций. Например, раздел 8 ст. IX Соглашения Международного валютного фонда 1944 г. устанавливает, что все управляющие, исполнительные директора, их заместители, члены комитетов, представители, советники всех названных лиц, должностные лица и служащие Фонда имеют иммунитет от юрисдикции в отношении их действий при исполнении своих официальных обязанностей.

Согласно ст. VII Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в РФ Объединенного представительства ООН 1993 г. должностные лица ООН не подлежат в России ответственности за сказанное или написанное ими, а также за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Положением об Экономическом суде СНГ 1992 г.

иммунитетом обладают судьи Экономического суда СНГ. Функциональный иммунитет распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в официальном качестве.

В соответствии с п. 6 Соглашения о сотрудничестве между Правительством РФ и Международной организацией по миграции 1992 г. сотрудники Организации имеют иммунитет

«от личного ареста или задержания, судебного преследования в отношении высказанного в устной или письменной форме и всех действий, совершаемых ими в их официальном качестве»

. Подобная же норма действует в отношении должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства МБРР в РФ (ст.

XII Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития и Постоянным представительством МБРР в РФ 1996 г.), в отношении персонала Бюро Международной организации труда (ст.

12 Соглашения между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве 1997 г.) и т.д. Представители государств при международных организациях. Правовой статус представительств государств при международных организациях регулируется уставами этих организаций, соглашениями о привилегиях и иммунитетах, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.
Правовой статус представительств государств при международных организациях регулируется уставами этих организаций, соглашениями о привилегиях и иммунитетах, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

и т.д. Различные категории сотрудников представительств имеют разный объем иммунитета. Полным иммунитетом обладают представители государств в главных и вспомогательных органах ООН, на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно (раздел 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.). Согласно Венской конвенции 1975 г.

полным иммунитетом обладают главы представительств, члены дипломатического персонала; члены семьи сотрудника дипломатического персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно; члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Работники обслуживающего персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживающие в нем постоянно, пользуются иммунитетом только в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей.

Частные домашние работники сотрудников представительства защищаются иммунитетом в том объеме, в котором это допускает государство пребывания. Соглашение между Правительством РФ и Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств об условиях ее пребывания на территории Российской Федерации 1997 г. предоставляет иммунитеты должностным лицам Ассамблеи.

Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей. Международные документы предусматривают дипломатический иммунитет наблюдателей, инспекторов и членов инспекционных групп.

Иммунитет предоставляется на весь период пребывания на территории наблюдаемой стороны в отношении действий, совершенных ими при осуществлении своих официальных функций. Так, согласно Итоговому документу Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 г., наблюдатели и инспекторы, проверяющие соблюдение мер доверия, пользуются иммунитетами, которые предоставлены дипломатическим представителям Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Сходные иммунитеты у инспекторов и членов летных экипажей (п.

6 раздела III Протокола об инспекциях в связи с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., ст. XIII Договора по открытому небу 1992 г.). Лица из состава коллективных сил по поддержанию мира и безопасности.

Статья 1 Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. причисляет к «персоналу ООН»: лиц, привлеченных или направленных Генеральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или гражданского компонентов операции ООН; других должностных лиц и экспертов, командированных ООН или ее специализированными учреждениями или МАГАТЭ, находящихся в районе проведения операции ООН в официальном качестве.

В категорию «связанный с ООН персонал» Конвенция включает: лиц, назначенных правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц, привлеченных Генеральным секретарем ООН или специализированным учреждением или МАГАТЭ; лиц, направленных гуманитарной неправительственной организацией или гуманитарным учреждением в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем ООН или со специализированным учреждением или МАГАТЭ, для осуществления деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН. Обычно между принимающим государством и ООН имеется соглашение о статусе операции ООН и всего задействованного в операции персонала, в том числе положение о привилегиях и иммунитетах военного и полицейского компонентов операции.

Граждане иностранных государств, пользующиеся иммунитетом на основании отдельных международных договоров. По Конвенции о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.

запрашивающее помощь государство предоставляет членам оказывающего помощь персонала иммунитет от ареста, задержания и судебного разбирательства со стороны обратившегося за помощью государства за те действия (или бездействие), которые совершены ими при выполнении своих функций. Лица, прибывающие в Российскую Федерацию по вызову правоохранительных органов. Обычно вызов делается для производства с участием этих лиц различного рода процессуальных действий.

Независимо от наличия у них иностранного или российского гражданства, такие лица не могут привлекаться к уголовной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения Государственной границы РФ (ст.

4 Договора между РФ и КНР 1992 г., ст. 12 Договора между РФ и Азербайджанской Республикой 1992 г., ст.

9 Конвенции СНГ 1993 г.). Их нельзя привлечь к ответственности, заключить под стражу или подвергнуть наказанию также и в связи с их свидетельскими показаниями или экспертными заключениями, данными по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства (ст. 12 Договора между РФ и Латвийской Республикой 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Эстонской Республикой 1993 г.

и др.). Правительственным российско-американским соглашением о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г. предусмотрено, что в случае просьбы, заявленной российскими правоохранительными органами о явке лица, находящегося на территории США, для дачи показаний в Россию, этому лицу властями США направляется предложение добровольно явиться в российские правоохранительные органы.

При этом российская сторона обязана указать объем гарантий личной неприкосновенности данного лица. Такой иммунитет имеет срочный характер. Обычно он прекращает действие, если указанные лица в течение 15 (иногда 30) дней с момента уведомления о том, что их присутствие не является необходимым, не покинут территорию России (ст.

10 Договора между СССР и Финляндской Республикой 1978 г., ст.

12 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран 1996 г., ст. 11 Договора между РФ и Канадой 1997 г.

и т.д.). 4. В международном праве существует общее правило, сформулированное в ст.

32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст. 41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.

31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента.

Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным.

Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.

(раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения.

В ст. 3 УПК РФ не урегулирован вопрос об отказе от дипломатического иммунитета, однако, исходя из названных норм международных договоров РФ, следует признать, что правоохранительные органы РФ не могут возбудить или обязаны прекратить уголовное дело в отношении лица, пользующегося таким иммунитетом, за исключением случаев, когда иностранное государство или международная организация дают ясно выраженное согласие на привлечение этого лица к уголовной ответственности. 5. К лицам, обладающим полным свидетельским иммунитетом, принадлежат следующие: Сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специальных миссиях и члены их дипломатического персонала. Дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве свидетелей.

В случае согласия давать показания дипломаты не обязаны являться в судебные и следственные органы. То же относится и к сотрудникам административно-технического персонала и членам их семей, проживающих вместе с ними и не являющихся российскими гражданами.

Главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специальных миссиях и члены их дипломатического персонала также могут не давать свидетельских показаний.

Работники консульских учреждений. Если эти лица приравнены по иммунитетам к дипломатическим агентам, на них распространяется полный свидетельский иммунитет. Однако в ряде консульских конвенций (ст. 18 Консульской конвенции между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., ст.
18 Консульской конвенции между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., ст.

33 Консульского договора между СССР и КНР 1986 г. и др.) устанавливается, что сотрудник консульства может дать свидетельские показания, хотя и вправе при этом отказаться давать показания об обстоятельствах, касающихся служебной деятельности, а также по законодательству представляемого государства. Запрещаются меры по принуждению консульского должностного лица или сотрудника консульства к даче показаний или явке с этой целью в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или уклонения от явки в суд.

То же относится к членам семей консульских должностных лиц или сотрудников консульства, если они проживают вместе с ними и не являются российскими гражданами (ст. 29 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г.). Сотрудники международных организаций.

Свидетельский иммунитет всегда предоставлен им лишь в отношении их служебных обязанностей, в отношении же прочих действий — только в определенных случаях. Например, согласно ст. 12 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества 1998 г.

«Генеральный секретарь Организации пользуется такими же привилегиями, иммунитетами и льготами, которые предоставлены главам дипломатических миссий, аккредитованным в РФ. Заместители и помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга». Представители государств при международных организациях.

В Уставе Совета Европы 1949 г. сказано, что представители государств-членов в Совете Европы «пользуются на территории государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей.

Эти иммунитеты включают иммунитет для всех представителей в Консультативной Ассамблее в отношении всех юридических процедур на территории всех членов в связи с высказываниями и голосованием в ходе работы Ассамблеи, ее комитетов или комиссий». Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей. Обычно эти лица пользуются полным свидетельским иммунитетом.

В соответствии с приложением II к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., членам инспекционной группы даны те же иммунитеты, что и дипломатическим агентам. Лица из состава Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Согласно п. 39 Положения 1996 г., о коллективных силах по поддержанию мира СНГ, в период прохождения службы эти лица пользуется такими же иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ 1992 г.

Иностранные граждане по отдельным соглашениям.

Свидетельский иммунитет определяется для этих лиц содержанием конкретных соглашений.

Например, ст. IX Соглашения между РФ и США относительно безопасных и надежных мер перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия 1992 г. государственным служащим США, находящимся на территории РФ для осуществления деятельности, связанной с Соглашением, предоставляются те же иммунитеты, которые имеет административно-технический персонал на основании Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Частичным свидетельским иммунитетом пользуются следующие лица: Отдельные категории сотрудников дипломатических представительств: а) члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства, если они являются российскими гражданами или постоянно проживают в РФ; б) члены обслуживающего персонала дипломатических представительств, за исключением лиц, которым такая привилегия в РФ предоставлена на основе взаимности. Сотрудники консульских представительств, которые не приравнены к дипломатическим агентам.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Во всех прочих случаях работники консульского учреждения не вправе отказываться давать показания.

Но если консульское должностное лицо отказывается давать показания, никакие меры принуждения или наказания к нему применены быть не могут.

Члены административно-технического и обслуживающего персонала специальных миссий, сотрудники международных организаций.

Эти лица обычно пользуются лишь частичным свидетельским иммунитетом, кроме тех случаев, когда они приравниваются к дипломатическим агентам. 6. Помещения, занимаемые представительствами иностранных государств, жилые помещения членов дипломатического персонала, имущество, находящееся у них, и средства перемещения неприкосновенны.

Доступ в эти помещения, в частности, с целью проведения обыска, выемки, задержания и ареста, наложения ареста на имущество правомерен только с согласия главы представительства или лица, его заменяющего, причем такое согласие испрашивается только через Министерство иностранных дел РФ. На основе взаимности этот режим распространяется также на жилые помещения, занимаемые сотрудниками административно-технического и обслуживающего персонала представительств и членами их семей, которые проживают совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами РФ или не проживают здесь постоянно. Обыск, выемка и арест в упомянутых помещениях проводятся с участием прокурора и в присутствии представителя министерства иностранных дел соответствующего государства.

Однако круг представительств и частных резиденций, освобожденных от обысков и выемок, не ограничивается лишь дипломатическими помещениями. Доступ и принудительные действия без получения соответствующего разрешения запрещены также в отношении помещений и имущества: — консульских представительств и частных резиденций их сотрудников (ст. 31 Конвенции 1963 г., ст. 21 Положения 1966 г.); специальных миссий (ст.

ст. 25, 30 Конвенции 1969 г.); — международных организаций (раздел 5 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., ст. ст. V и VI Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г.

и т.д.); — представительств государств при международных организациях (ст. 23 Конвенции 1975 г.); — групп наблюдателей, инспекторов и членов летных экипажей (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996 г.

и др.); Не только обыск или выемка не могут производиться в отношении учреждений и лиц, пользующихся неприкосновенностью.

Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, средства передвижения представительства пользуются иммунитетом также от реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Архивы, документы и официальная переписка дипломатических и консульских представительств неприкосновенны.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Аналогичные положения содержатся в ст. 25 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.

31 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т.д. 7. О том, что лицо пользуется дипломатическим иммунитетом, может свидетельствовать наличие у него дипломатического паспорта, а также выданной МИД РФ дипломатической карточки установленного образца, служебной карточки или служебного удостоверения с соответствующим штампом.

8. В случае если лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, заявляет о совершении в отношении его преступления, то сам по себе этот факт еще не означает получения надлежащего согласия на проведение с участием данного лица всех необходимых процессуальных действий. Если через Министерство иностранных дел РФ не получено надлежащее согласие на проведение процессуальных действий в отношении дипломата, необходимо провести без его участия неотложные и другие следственные действия, которые не затрагивают дипломатического иммунитета. На практике согласие на выполнение процессуальных действий с лицами, обладающими дипломатическим иммунитетом, следователи иногда получают через сотрудников Министерства иностранных дел РФ по телефону, после чего составляют и приобщают к делу справку о том, каким образом испрашивалось согласие и кто давал разрешение.

Однако такой способ получения согласия не обеспечивает его достаточной надежности и потому может иметь неблагоприятные внешнеполитические последствия.

Представляется, что следователь (дознаватель) должен запросить официальные документы из органов Министерства иностранных дел РФ, содержащие сведения о согласии аккредитующего государства (в лице его полномочных представителей) на проведение соответствующих процессуальных действий в отношении представляющего это государство дипломата. В неотложной следственной ситуации следователь после удостоверения личности дипломата должен немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИД РФ и через него — полномочных представителей соответствующих дипломатических представительств, консульств и т.д. По прибытии этих должностных лиц решается вопрос о получении надлежащего согласия на проведение следственных действий в отношении дипломата, о чем делается запись в протоколе соответствующего следственного действия, которая удостоверяется подписями присутствующих лиц, с указанием должности и документов, удостоверяющих их личность и полномочия (дипкарточки, служебные удостоверения).

Евразийский юридический портал

В целях снижения уровня криминализации общества, разобщения преступного сообщества, снижения численности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголов­но-исполнительной системы необходимо более эффективное применение наказаний, не связанных с лишением свободы. Это относится и к лицам, имеющим гражданство иностран­ного государства, либо не имеющим его вовсе, которые под­верглись уголовному преследованию в соответствии с Уголов­ным кодексом РФ. Такая категория лиц пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.

62 Конституции РФ), а также законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Рос­сийской Федерации (ч. 3 ст. 10 УИК РФ). В данной статье рассматриваются особенности примене­ния уголовных наказаний, не связанных c лишением свободы (в отношении осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства), при исполнении которых возникают вопросы организационно-правового характера.

К анализируемой категории преступников применяется большинство уголовных наказаний, предусмотренных Уго­ловным кодексом РФ, не связанных с лишением свободы. Пре­жде всего, отметим, что за последние три года удельный вес осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, остается практически неизменным: в 2014 г. — 17801 осужден­ных (58,3 %), в 2015 г.

— 15950 осужденных (56,6 %), в 2016 г.

— 7746 осужденных (58,3 %)Г Иностранные граждане и лица без гражданства были осуждены к следующим видам уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы (см. табл. 1). Таким образом, основными видами уголовных наказаний без изоляции от общества для осужденных указанной катего­рии являются штраф, обязательные и исправительные рабо­ты. Свыше 2/3 от общего числа осужденных — иностранных граждан составляют граждане из стран СНГ, так называемые трудовые мигранты.

Проблемы отбывания осужденными — иностранными гражданами и лицами без гражданства уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, рассматривали в своих ра­ботах Н. М. Голик, Н. В. Ольховик, И. А. Петрова. Таблица 1. № п/п Вид уголовного наказания Количество осужденных (из них граждане СНГ) 2014 г.

2015 г. 2016 г. Штраф (основное наказание) 12615 9101 (6982) 9315 (7317) Обязательные работы 1070 1001 (627) 1732 (1129) Исправительные работы 523 346 (213) 387 (219) Ограничение свободы (основное наказание) 21 16 (10) 21 (15) Ограничение по военной службе 0 0 1 (1) Принудительные работы — — 1 (1) Всего осуждено: 30558 28115 (19285) 27576 (19403) Одной из проблем привлечения к уголовным наказаниям без изоляции от общества указанной категории осужденных является выезд их за пределы границ Российской Федерации. Незаконное нахождение иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, трудное бытовое и матери­альное положение, отсутствие социальных связей приводит к тому, что часть из них самостоятельно выезжает за пределы РФ, либо их принудительно выдворяют за нарушение правил пребывания на территории РФ.

То есть исполнение приго­воров к наказаниям без изоляции от общества в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства фактически ста­новится невозможным из-за возникающей коллизии между уголовным, уголовно-исполнительным и миграционным зако- нодательством.

Ещё одной существенной проблемой является отсутствие документов, удостоверяющих личность у осужден­ного — иностранного гражданина и лица без гражданства, в ре­зультате чего огромную часть времени занимает восстановле­ние утраченных документов.

Вопрос возникает с лицами без гражданства и гражданами непризнанных государств в между­народном обществе. Штраф Доля приговоров суда с осуждением иностранных граж­дан и лиц без гражданства к наказанию в виде штрафа в 2016 году составляет 33,8 %. Проблема выплаты штрафа осужденными указанной ка­тегории в качестве уголовного наказания чаще всего заключа­ется в: 1) неплатежеспособности осужденного (например, вы­полнение мигрантами работ с низкой зарплатой); 2) отсутствии у многих регистрации по месту жительства или «официальной» работы, так как в соответствии с ч.

1 ст. 16 УИК РФ штраф исполняется по месту жительства (работы) осужденного; 3) выезде или депортации в страну гражданства и невоз­можности выплаты штрафа из-за отсутствия соответствующе­го договора между государствами.

Обязательные и исправительные работы Доля приговоров суда с осуждением иностранных граж­дан и лиц без гражданства к наказанию в виде обязательных работ в 2016 году составляет 6,3 %, а в виде исправительных работ — всего 1,4 %. В соответствии со ст. 50 УК РФ исправительные работы на­значаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. В первом случае, осужденный отбы­вает исправительные работы по основному месту работы, во- втором, осужденному, зачастую, необходимо найти и опреде­лить для органов местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями место, где осужден­ный мог бы отбывать исправительные работы, ещё и в районе его проживания.

Несмотря на многочисленные обращения, совещания и рабочие встречи начальников территориальных органов уголовно-исполнительной системы с руководителя­ми предприятий всех форм собственности, под различными предлогами отказывается ют в трудоустройстве лицам, нару­шившим закон, а тем более иностранным гражданам и лицам без гражданства из-за серьезной суровой административной ответственности за нарушения в сфере миграционного зако­нодательства. Для сотрудников уголовно-исполнительных инспекций осужденный — иностранец — это необходимость сбора зна­чительного количества документов, связанных не только с уголовно-правовыми и уголовно-исполнительными отноше­ниями, но с взаимодействием в области миграционного за­конодательства. В этой связи нами предлагается вернуться к рассмотрению вопроса о принятии Концепции борьбы с неза­конной миграцией и на её базе Федерального закона «Об осно­вах борьбы с незаконной миграцией».

Юридическая консалтинговая компания «Салекс», оформление справки о несудимости может потребоваться в разных случаях жизни за границей, например, при трудоустройстве, получении гражданства, воссоединении с семьей, покупке жилья, открытии компании, а в некоторых странах даже при заключении брака.

Конечно это не полный список ситуаций, их может быть множество.

Суть в том, что тема очень актуальная для всех стран, — это документ, подтверждающий наличие или отсутствие судимости. В разных странах справка о несудимости может называться по-разному. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний в виде исправительных работ в отно­шении осужденных-иностранцев и лиц без гражданства стал­киваются с такими проблемами как: 1) отсутствие документов, удостоверяющих личность; 2) истечение срока действия основания законного нахож­дения на территории РФ, и, как следствие, самостоятельный выезд либо депортация в страну гражданства; 3) отсутствие разрешения на работу, либо патента соглас­но Федеральному закону от 25.07.2002 ФЗ-115

«О правовом по­ложении иностранных граждан в Российской Федерации»

, а равно, истечение срока действия таких документов; 4) отсутствие права привлекать на работу иностранцев у организаций, определенных для отбытия исправительных ра­бот; 5) и т.п.

При возникновении вышеуказанных проблем и невоз­можности привлечь осужденного — иностранного гражданина и лица без гражданства к уголовному наказанию в виде ис­правительных работ сотрудники уголовно-исполнительных инспекций для разрешения ситуаций прибегают к различ­ным способам, оставаясь в рамках правового поля.

Например, ищут основания для оформления отсрочки отбывания нака­зания; при злостном уклонении от отбывания наказания до­биваются замены на принудительные работы (с 01.01.2017) или лишение свободы. Частично проблема привлечения к труду в качестве ис­правительных работ осуждённых — иностранных граждан и лиц без гражданства была решена 31 декабря 2012 года.

Граж­дан Республики Беларусь и Республики Казахстан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, бла­годаря Соглашению о правом статусе трудящихся — мигран­тов и членов их семей, подписанному в г.

Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г., стало возможно привлекать и использовать в качестве иностранных работников без специального разре­шения.

Также, благодаря сотрудничеству членов Евразийско­го экономического союза по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции (Республики Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан и Российская Федерация), с мая 2014 года привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС осуществля­ется в упрощённом порядке с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, что предполагает: — право привлечения к осуществлению трудовой деятель­ности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защи­те национального рынка труда; — отсутствие требования о получении разрешения на ра­боту или патента; — признание документов об образовании, выданных обра­зовательными организациями указанных государств, без про­ведения установленных законодательством РФ процедур при­знания документов об образовании; — иные преференции, значительно облегчающие осу­ществление трудовой деятельности на территории страны ра­ботодателя. Изучение и анализ практики исполнения наказания в виде исправительных работ в зарубежных странах позволило прий­ти к выводу, что имеется решение проблемы трудоустройства осужденных в рамках данного наказания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства — исключение возможности возникновения самой проблемы, а именно назначение ис­правительных работ только тем осужденным, которые имеют основное место работы (что подразумевает наличие законных оснований нахождения на территории РФ и документов для осуществления трудовой деятельности).

Так, например, Уго­ловный кодекс Азербайджана, Беларусь, Казахстана, Украины исправительные работы назначаются (отбываются) только по месту работы осужденного, а в Республике Беларусь и вовсе они не могут быть назначены иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства (п. п. 7 ч.3 ст. 52 УК Республики Беларусь).

Стоит отметить, что в уголовном законодательстве запад­ноевропейских стран, стран Америки и многих стран Азии во­все не предусмотрены исправительные работы в качестве вида уголовного наказания. Ограничение свободы В соответствии с ч.

6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, но данные судебной статистики показывают нам обратное. До сих пор есть пре­цеденты назначения данного вида иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Причинами могут быть как занесение в статистику осужденных, имеющих двойное гражданство, так и ошиб­ка в правоприменительной деятельности. Например, суд, надлежащим образом не оценив имеющиеся в материалах дела документы, указал в приговоре о наличии у граждани­на Ш.

гражданства Российской Федерации и назначил ему, гражданину Украины, дополнительное наказание в виде ограничения свободы. Президиум Верховного Суда Россий­ской Федерации, рассмотрев уголовное дело по надзорному представлению прокурора и надзорной жалобе осужденно­го, изменил приговор и кассационное определение в отно­шении Ш.: исключил указание о наличии у Ш.

гражданства Российской Федерации, назначение наказания в виде огра­ничения свободы и указание об установлении ограничений на основании ст. 53 УК РФ (Постановление Президиума Вер­ховного Суда РФ № 227П12пр).

Во многих странах СНГ предусмотрено уголовным законодательством наказание в виде ограничения свобо­ды (за исключением Азербайджана и Армении), разница лишь в юридическом содержании данного наказания. На­пример, в Таджикистане ограничение свободы заключает­ся в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, а в Казахстане — состоит в установлении про- бационного контроля за осужденным. Как и при условном осуждении в уголовном законодательстве Республики Бе­ларусь предусмотрены лица, которым не может быть на­значено ограничение свободы — иностранные граждане и не проживающие постоянно в Республике Беларусь лица без гражданства, а в Кыргызской Республике — не имеющие постоянного места жительства, иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Кыргыз­ской Республике.

Во всех остальных странах СНГ, где есть наказание в виде ограничения свободы, каких-либо огра­ничений назначения наказания в отношении данной кате­гории осужденных нет.

Считаем, что нет серьезных препятствий для назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свобо­ды в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, либо имеющих близких родственников — граждан РФ. Принудительные работы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ

«О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Фе­дерации и отдельные законодательные акты Российской Фе­дерации»

в Российскую систему наказаний введен новый вид наказания принудительные работы, которые согласно ст.

8 применяются с 1 января 2017 года.

Полагаем, что говорить о каких-либо проблемах ис­полнения данного вида наказания в отношении осужден­ных — иностранных граждан и лиц без гражданства пока не стоит из-за отсутствия достаточного опыта его приме­нения.

В заключение хотелось бы отметить, что, конечно, это не полный перечень проблем, связанных с исполнением наказаний без изоляции от общества. Вопросы правового регулирования и практики применения этих видов уго­ловных наказаний в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства требуют дальнейшего рассмотрения и анализа. Наибольшая эффективность наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и их исполнение может быть достиг­нута при условии адаптирования уголовного и уголовно-ис­полнительного законодательства, миграционного законода­тельства современным реалиям.

ХВАН Татьяна Сергеевнаадъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России

Можно ли иностранному гражданину выехать из РФ при условном наказании по УК РФ?

Добрый день. Я гражданин Монголии. У меня был приговор такой. На основании ст.69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно определить наказание 5 лет лишения свободы со штафом в размере 160000 рублей.

На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание в части лишения свободы считать условным с испытательным сроком 4 года. В соответсивии с ч.5 ст.73 УК РФ возложить на Хоожин.

М дополнительные обязанности: встать на учет в филиал уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства, без уведомления инспекции не менять постоянного места жительства, один раз в три месяца являться на регистрацию в филиал уголовно-исполнительной инспекции для отчета о своем поведении. Я зарегестрирован и постоянное место жительство в Монголии. Не имею место жительство в России, не зарегестрирован в РФ.

Данный момент живу в России, снимаю квартиру. Мне сказали что нелзья выезжать из России.

Как мне быть, я могу выехать из России.

Если можно в какым образом, если нелзья на каком основании, есть ли какие то законы.

Мне сказали что почему бы нелзья если заплачу штраф полностью то можно ехать дамой 18 Декабря 2017, 17:34, вопрос №1849675 Хоожин Монххохий, г.

Улан-Удэ Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 621 ответ 137 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Махачкала Бесплатная оценка вашей ситуации Статья 28.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+