Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Как провести нормирование труда творческих работников

Как провести нормирование труда творческих работников

Как провести нормирование труда творческих работников

Пример введения норматива численности работников отдела кадров


Рассмотрим пример введения локальных норм труда в виде норматива численности работников отдела кадров, используя для этого типовую методику расчета нормативов времени для тех или иных кадровых работ (табелирование, прием, перевод, увольнение и т. д.). Специфика трудовой деятельности кадровиков настолько различается в разных организациях (от работы табельщика до выполнения обязанностей инженера по подготовке кадров), что вопрос о нормировании их труда является первоочередным.

Нередко на кадровиков возлагаются обязанности различных служб (например, обязанность ежедневно получать корреспонденцию организации на почте), которые работодателю формировать нецелесообразно. Поэтому нормирование труда работников кадровой службы — непростая задача. В связи с таким положением дел хотим обратить внимание на межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные Постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78 и действовавшие до 1997 года (далее — Межотраслевые нормативы).

В связи с таким положением дел хотим обратить внимание на межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные Постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78 и действовавшие до 1997 года (далее — Межотраслевые нормативы). В отсутствие иных аналогичных современных актов общего характера данные нормативы по-прежнему актуальны.

В период их действия они носили рекомендательный характер и сейчас также могут быть использованы в этом юридическом статусе.

Единственное, нужно учесть требование ст. 160 ТК РФ — нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым к настоящему времени уровнем техники, технологии, организации производства и труда. В основу самостоятельной разработки работодателем, например, нормативов времени на каждый вид производственной операции, выполняемой кадровиком, могут быть заложены такие данные, как: — фотохронометражные наблюдения трудоемкости работы — полученные силами специалистов по нормированию труда; — обобщенные результаты анализа и исследования затрат времени на работы по комплектованию и учету кадров — силами экономистов по труду; — данные оперативного учета и отчетности — силами технических исполнителей по учету труда, например, нарядчиков; — технические расчеты времени пооперационности видов выполняемой работы — силами инженеров-технологов или инженеров-нормировщиков; — обобщенные результаты анализа трудовых процессов в целях рационализации приемов и методов труда и организации рабочих мест кадровиков — силами инженеров по рационализации производственных процессов и повышения эффективности изобретений.

При этом работодатель должен учитывать особенности психологии работников с разными субъективно-эмоциональными характеристиками, чтобы вывести усредненный норматив для абстрактного работника отдела кадров.

Так, из усредненного норматива фактического баланса рабочего времени (который можно рассчитать по многочисленным методикам) следует, что перерывы на отдых и личные надобности, как правило, составляют 3% рабочего дня, потери рабочего времени, не зависящие от работника, — 6%, выполнение несвойственных работ — 2% и основная работа — 89%. Значит, при расчете фактических затрат труда кадровика нужно вносить поправочные коэффициенты, учитывающие следующие виды работ: «повседневные, текущие», «периодически повторяющиеся», «нерегулярные», «редко встречающиеся», а также «планируемые» и «непланируемые». Степень физической нагрузки и напряженности труда кадровика рассчитывается по результатам анализа на основе изучения данных фотохронометражных наблюдений, статистических данных о результатах работы по приему и оформлению соискателей работы, графика использования рабочего времени, опроса работников кадровой службы.

Потом на каждом рабочем месте отдела кадров нужно выявить следующие характеристики трудового процесса: — техническое обеспечение — характеризуется степенью отладки и надежности применяемого оборудования и программного обеспечения; — организация труда — определяется уровнем неритмичности и неравномерности рабочей нагрузки в течение рабочего дня и отдельных дней рабочего месяца; нестабильности времени окончания работы (инспектор по кадрам должен начать работу по ПВТР с 9.00 и закончить в 18.00, но нередко какая-либо процедура, в частности, увольнения и выдачи трудовой книжки, вынуждает кадровика ожидать бывшего работника, например, стоящего в кассу за итоговым расчетом при увольнении, и после 18.00); вынужденным приоритетом одного вида работ над другим в зависимости от срочности этих работ, например, приоритетам приема на работу перед переводом внутри организации; — кадровый состав — характеризуется периодами укомплектованности и недоукомплектованности штатов отдела кадров по отношению к штатной численности.

Здесь же важно учесть уровень текучести кадров в отделе; — условия труда — характеризуются соответствием микроклимата в помещении нормам по санитарно-гигиеническим характеристикам типовых рабочих мест, связанным со степенью нервно-эмоциональной и зрительной нагрузки, и степенью ответственности каждого работника за качественное выполнение своих функций; — мотивация труда — характеризуется уровнем материальной заинтересованности в результатах своего труда, а именно уровнем заработной платы и стимулирующих выплат, установленных с учетом реально выполнимых напряженных производственных показателей; — показатели результативности — характеризуются объемными показателями (количество принятых, обработанных, выданных документов), требованиями к качеству работы (отсутствие брака, возврата отчетов органами статистики), нормативами срока выполнения работ (при их наличии), отсутствием жалоб граждан и работников на работу отдела кадров и т.
Здесь же важно учесть уровень текучести кадров в отделе; — условия труда — характеризуются соответствием микроклимата в помещении нормам по санитарно-гигиеническим характеристикам типовых рабочих мест, связанным со степенью нервно-эмоциональной и зрительной нагрузки, и степенью ответственности каждого работника за качественное выполнение своих функций; — мотивация труда — характеризуется уровнем материальной заинтересованности в результатах своего труда, а именно уровнем заработной платы и стимулирующих выплат, установленных с учетом реально выполнимых напряженных производственных показателей; — показатели результативности — характеризуются объемными показателями (количество принятых, обработанных, выданных документов), требованиями к качеству работы (отсутствие брака, возврата отчетов органами статистики), нормативами срока выполнения работ (при их наличии), отсутствием жалоб граждан и работников на работу отдела кадров и т.

п. Таким образом, самостоятельное нормирование труда — достаточно сложная задача.

За основу нужно брать соответствующие методики, содержащие довольно-таки непростые математические формулы. Показатели, исходя из которых формируется задание работникам, обретают значительно большую объективно-оценочную силу, если применить научно-обоснованные нормативы, разрабатываемые региональными НИИтруда.

Иначе остается творчески применить Межотраслевые нормативы, нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 N 233/13-15, и нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 05.06.2002 N 39.

Так с чем же путают «творчество» профессий?

Чаще всего «творчество» путают с профессиональной компетентностью.

Вернее, с очень высоким ее уровнем, который не досягаем для понимания большинством людей, даже для тех, кто работает в той же самой профессии. Другими словами, вопрос «сработает маркетинговая стратегия или нет» находится только в области профессиональных компетенций маркетолога, а не в благодати, которая сошла с небес, потому что именно этот специалист работает в нашей компании.

Именно поэтому важно управлять профессиональной компетентностью сотрудников, выделять профили успеха и тиражировать их носителей.

А если можно разработать модель профессиональной компетенции «творческой» профессии, то можно создать и модель процессов, описывающих работу такого специалиста до уровня операций. Другими словами, «творческие» профессии нормируются также, как и все остальные.

Только сложность нормирования существенно выше, т.к. вариативность процессов «творческих» профессий больше, чем у «обычных» профессий.

Вместе с тем, экономическая целесообразность пооперационного нормирования до сих пор остается крайне сомнительной. Этого не могла себе позволить даже советская система нормирования труда.

I. Вводная часть

1.

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее — нормы труда), разработаны в соответствии с , утвержденных (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4583), в целях реализации пункта 4 , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст.137; 2014, N 19, ст.2470; 2015, N 18, ст.2768), и предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждениях: домах (дворцах) культуры; клубах, клубных объединениях, клубных системах; дворцах молодежи; культурных центрах, социально-культурных центрах, национально(этно)-культурных центрах, центрах досуга, центрах культуры и спорта; домах (центрах) ремесел, центрах (домах) народного творчества; домах фольклора; парках (садах) культуры и отдыха; кинотеатрах и других организациях культурно-досугового типа (далее — Учреждение), определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.

Организация нормирования труда на предприятии: разработка систем мотивации

Второй основной задачей организации нормирования труда на предприятии является создание систем материального вознаграждения, ориентированных на результат. На базе трудовых норм создаются:

  1. Окладно-премиальная система оплаты, когда премия выплачивается за выполнение норм труда.
  2. Сдельная система оплаты труда, когда зарплата рассчитывается по сдельным расценкам за каждую единицу продукции.

Особенности регулирования труда творческих работников

Вы здесь Опубликовано 2010-02-14 00:11 пользователем Кадровик и HR Журнал: Справочник кадровикаГод: 2009Автор: Рабинович Алла Дмитриевна Тема: Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Оплата труда Рубрика: Кадровая практика Ряд статей ТК РФ упоминает о творческих работниках как о лицах, чей труд нуждается в особой правовой регламентации.

Само же определение понятия «творческий работник» в ТК РФ отражения не нашло. В нем лишь названы сферы применения творческого труда – средства массовой информации, организации кинематографии, теле — и видеосъемочные коллективы, театры, театральные и концертные организации, цирки, а также участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Под творческим работником согласно принятой ЮНЕСКО в 1980 г.

рекомендации «О положении творческих работников» подразумевается любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя тем самым в их воссоздании, считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, таким образом способствует развитию искусства и культуры, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является ли членом какой-либо ассоциации. Названное определение положено в основу понятия творческого работника, закрепленного в ст.

3 Закона РФ от 09.10.92 № 3612-1

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

, где творческим работником названо физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является ли членом какой-либо ассоциации творческих работников.

К числу творческих работников относятся также лица, причисленные к таковым:

    Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. (авторы литературных, научных и художественных произведений, в т. ч. произведений письменных, музыкальных, драматических и кинематографических, произведений живописи, скульптуры и гравюры); Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.86 (авторы любой продукции в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам); Международной конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.61 (где под исполнителями понимают актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений, а изготовителями фонограмм считаются в т. ч. граждане, которые первыми записывают звуки исполнения или другие звуки).

НА № 7‘2007Как видим, круг творческих работников весьма широк. В данной статье предпринята попытка анализа особенностей трудовой деятельности творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, Перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.07 № 252. К сожалению, несмотря на обширный перечень творческих работников и реально существующую необходимость специальной регламентации их труда, в настоящее время в России отсутствует единый нормативный правовой акт, устанавливающий особенности условий их труда (рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда и др.), да и те акты, которые существуют, имеют разрозненный, а подчас и противоречивый характер.

Появление в ТК РФ упоминаний о специфике творческого труда указанной проблемы не решило, поскольку статьи ТК РФ, посвященные этому вопросу, носят в основном отсылочный характер и направляют к нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам, соглашениям, локальным нормативным актам и трудовым договорам.

Несомненно, особенности, присущие труду творческих работников, должны быть установлены, но при разработке нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, определении содержания трудовых договоров и включении в них специальных правил о труде творческих работников необходимо помнить, что специальные правила не должны противоречить общим правилам трудового законодательства, в противном случае первые не подлежат применению. Творить в рамках договора Трудовые отношения между творческим работником и организацией возникают на основании трудового договора.

Трудовой договор с творческим работником может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет. В соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с творческим работником работодатель при наличии соглашения сторон может заключить срочный трудовой договор, причем без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В трудовом договоре в этом случае необходимо зафиксировать срок его действия и обстоятельство (творческий характер труда), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора. Творческий характер труда не может не сказаться на содержании трудового договора с творческим работником. Так, наряду с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами трудовой договор с творческим работником призван установить продолжительность его ежедневной работы, порядок работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, правила оплаты времени простоя и труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

Так, наряду с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами трудовой договор с творческим работником призван установить продолжительность его ежедневной работы, порядок работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, правила оплаты времени простоя и труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Выходной – не повод для отдыха При установлении продолжительности рабочего времени творческих работников следует помнить, что она не может превышать 40 часов в неделю для взрослых работников, 35 часов в неделю для работников в возрасте 16–18 лет и 24 часов в неделю для работников в возрасте 14–16 лет. Если же к творческому труду привлекаются дети в возрасте до 14 лет, то максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа, указываются в разрешении органа опеки и попечительства.

Рабочий день творческих работников, например работников театров, нередко делится на части между репетициями днем и спектаклями вечером. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Общая продолжительность рабочего времени творческих работников при разделении рабочего дня на части не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Мнение эксперта

М. А. Бочарникова, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Дети и творчество Трудовой кодекс РФ в ст.

63 предусматривает возможность возникновения трудовых отношений с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, если они принимаются на работу в организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
63 предусматривает возможность возникновения трудовых отношений с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, если они принимаются на работу в организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Акты международного права, в частности Декларация прав ребенка ООН от 20.11.59 и Конвенция о правах ребенка от 20.11.89, предусматривают необходимость установления государством минимального возраста для приема на работу. Заметим, что российским законодательством минимальный возраст приема на работу не установлен, следовательно, стать творческим работником может ребенок любого возраста.

Исключение предусмотрено лишь для работников цирка.

Так, согласно постановлению НКТ СССР от 05.07.29 № 215 «Правила об охране труда работников цирка» партерные выступления могут быть разрешены только несовершеннолетним не моложе 11 лет. Не допускаются выступления на арене лиц, не достигших 14-летнего возраста, при работе в воздухе без отрыва, а также лиц, не достигших возраста 16 лет, при полетах в воздухе с отрывом.

Для заключения трудового договора с детьми указанного возраста требуется, во-первых, согласие одного из родителей (или опекуна), который подписывает трудовой договор от имени работника, а во-вторых, разрешение органов опеки и попечительства, устанавливающее максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых она может выполняться (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). В разрешении органов опеки и попечительства необходимо указать наименование произведения искусства, в создании и (или) исполнении (экспонировании) которого будет участвовать ребенок, не достигший 14-летнего возраста, дать его краткую характеристику и сделать вывод о возможности заключения трудового договора, об отсутствии опасности возникновения неблагоприятных последствий для здоровья и нравственного развития ребенка.

При установлении в разрешении органов опеки и попечительства условий, в которых может выполняться работа по созданию и (или) исполнению (экспонированию) произведений искусства, необходимо учитывать требования Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.6.664-97

«Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков»

, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.04.97 № 5, а также положения Рекомендации МОТ № 190

«О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда»

от 17.06.99. Согласно данной рекомендации для детей недопустимы следующие виды работ:

    при которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию; выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве; с опасными механизмами, оборудованием и инструментами или работы, требующие переноски или перемещения тяжестей вручную; во вредных для здоровья условиях, при которых дети могут подвергаться, например, воздействию опасных веществ или процессов, или температур, уровней шума или вибрации, наносящих вред их здоровью; которые выполняются в особо трудных условиях, связанных, например, с большой продолжительностью рабочего времени или работой ночью, а также работы, при которых ребенок необоснованно удерживается в помещении, принадлежащем работодателю.

При определении органами опеки и попечительства условий труда лиц моложе 14 лет, принимающих участие в киносъемках, необходимо применять правила, установленные постановлением НКТ РСФСР от 12.07.33 № 17 «Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках», которое действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Следует также учитывать разъяснения к указанному постановлению, содержащиеся в Циркулярном письме Министерства культуры СССР и Центрального комитета профсоюзов работников культуры от 12.04.58 № 29-36 / 01 и в Циркулярном письме Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 25.04.64 № Ц-33.

Согласно указанным документам дети и подростки, привлекаемые к киносъемкам, должны быть предварительно подвергнуты тщательному медицинскому осмотру с обязательным участием педиатра, офтальмолога и невропатолога. К участию в киносъемках дети и подростки могут быть допущены только после представления медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, об отсутствии у них противопоказаний к участию в съемке.
К участию в киносъемках дети и подростки могут быть допущены только после представления медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, об отсутствии у них противопоказаний к участию в съемке. При пребывании малолетнего ребенка или подростка на киносъемке более одного месяца должно быть произведено повторное подробное медицинское освидетельствование с целью определения показаний к дальнейшей работе.

Медицинское освидетельствование в обязательном порядке производится также перед выездом малолетнего или подростка в экспедицию для киносъемок и по возвращении из экспедиции, если она длилась более одного месяца. Запрещается съемка детей и подростков – исполнителей основных ролей более чем в одной картине одновременно.

Продолжительность рабочего дня детей моложе 14 лет, занятых на киносъемках, дифференцирована в зависимости от возраста и составляет:

    в возрасте до 8 лет – не более 2 часов; в возрасте от 8 до 13 лет – не более 3 часов; в возрасте от 13 до 16 лет – не более 4 часов; в возрасте от 16 до 18 лет – не более 6 часов.

При этом следует учитывать, что общая продолжительность пребывания на киностудии малолетних и подростков в возрасте до 13 лет не должна превышать 4 часов в сутки. Работа малолетних (в возрасте до 8 лет) в течение указанного количества часов допускается только между 9.00 и 16.00 часами, а подростков (в возрасте от 8 до 18 лет) – с 9.00 до 19.00 часов.

Представляется, что в разрешении органов опеки и попечительства могут быть предусмотрены условия допуска детей и подростков к съемкам в более раннее или в более позднее время, если возникает необходимость проведения режимных съемок. Через каждые 45 минут непрерывной работы малолетним и подросткам должны предоставляться краткие перерывы для отдыха, а также обеденный перерыв не менее 30 минут.

При этом время на одевание и гримирование, указанные перерывы для отдыха и обеденный перерыв в продолжительность рабочего дня не включаются. Детям и подросткам, занятым на киносъемках, один раз в неделю должен предоставляться день отдыха в общеустановленные еженедельные дни отдыха. В целях обеспечения безопасности и недопущения злоупотреблений съемка детей до 8-летнего возраста должна производиться в присутствии одного из родителей или членов семьи, а также должно быть обеспечено постоянное наблюдение педагога-внешкольника.

Работодатель обязан не допускать воздействия грубых внешних раздражителей, отрицательно влияющих на здоровье и психику малолетних и подростков (обливание холодной водой, испуг и т.

д.). К числу обязанностей работодателя относится также проведение инструктажа малолетних и подростков перед началом съемок о правилах безопасности работы под осветительной аппаратурой. Указанными нормативными правовыми актами предусмотрен и ряд обязанностей работодателя по обеспечению соответствующих бытовых условий для детей, принимающих участие в киносъемках, с целью охраны их труда. Так, работодатель обязан выделить отдельную комнату специально для ожидания и отдыха малолетних и подростков, участвующих в киносъемках.

Для умывания и переодевания малолетних и подростков должна быть выделена специальная комната с необходимым оборудованием (умывальник, полотенце, мыло, теплая вода, питьевая вода и т. д.), а также специальная уборная. Малолетние и подростки, участвующие в киносъемках, обеспечиваются соответствующим горячим питанием.

В случае вывоза малолетних и подростков в экспедиции для киносъемок работодатель обязан обеспечить их соответствующим питанием и жилищем, а также организовать постоянное наблюдение за ними со стороны специально приглашенного педагога-внешкольника. При вывозе в экспедицию одного малолетнего его должен сопровождать один из родителей, опекунов или членов семьи за счет средств работодателя.

В случае если кто-либо из детей в киноэкспедиции не сопровождается указанными лицами, привлекается воспитатель. При этом следует исходить из расчета один воспитатель на группу детей не более восьми человек. Несовершеннолетние творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников могут быть привлечены к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направлены в служебные командировки в соответствии со ст.

268 ТК РФ. Однако в этих случаях для детей моложе 14 лет предусмотрен целый ряд ограничений и гарантий. Например, в соответствии с упоминавшимися ранее Правилами об охране труда работников цирка партерные выступления несовершеннолетних не моложе 11 лет разрешены не позже 10 часов вечера, а в летнее время – не позже 11 часов вечера. Органы опеки и попечительства вправе дать разрешение на работу в ночное время детям моложе 14 лет, являющимся актерами театра и кино, поскольку такая возможность предусмотрена Конвенцией МОТ от 09.10.46 № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах.

Согласно статье 5 указанной Конвенции национальные законы и правила могут уполномочивать соответствующую власть на выдачу индивидуальных разрешений для предоставления детям и подросткам в возрасте до 18 лет возможности выступать в ночное время в качестве актеров в публичных представлениях или участвовать в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках. При этом следует учитывать, что разрешение не может быть предоставлено в тех случаях, когда в силу характера представления или обстоятельств, в которых оно протекает, или характера кинематографической съемки или условий, в которых она совершается, участие в представлении или в кинематографической съемке может быть опасно для жизни, здоровья или нравственности ребенка или подростка.

При выдаче разрешений действуют следующие условия:

    работа не продолжается после полуночи; устанавливаются строгие гарантии для защиты здоровья и нравственности ребенка или подростка, обеспечения хорошего обращения с ним и во избежание нарушения нормального хода их учебы; ребенку или подростку предоставляется период отдыха продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов.

Необходимо особо подчеркнуть, что вопрос о возможности работы в ночное время актера, не достигшего 14-летнего возраста, должен решаться органами опеки и попечительства в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и некоторых иных условий как объективного, так и субъективного характера. НА № 9‘2008Привлекая творческих работников к труду в ночное время (с 22 до 6 часов), необходимо учитывать их право на повышенную оплату труда. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.08 № 554

«О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»

минимальный размер повышения составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Надо отметить, что лица творческих профессий часто привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, что обусловлено спецификой их деятельности. Поэтому для них сделано исключение из общего правила, закрепляющего порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно ч. 4 ст. 113 ТК РФ порядок привлечения данной категории к работе в указанные дни допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Так, локальным нормативным актом может быть предусмотрено, что привлечение творческих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя, где должны быть отражены: список работников, которых планируется привлечь к работе в выходной и нерабочий праздничный день, дата выхода на работу, причины привлечения к работе в выходной или нерабочий праздничный день. С данным распоряжением должны быть ознакомлены все указанные в нем работники.

При включении в коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор норм об оплате труда творческих работников в выходные и нерабочие праздничные дни следует учитывать общие нормы трудового законодательства (ст. 153 ТК РФ), в соответствии с которыми работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

    сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию творческого работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Материальная оценка Заработная плата творческому работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей в творческой организации системой оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

НА № 10‘2008Как правило, формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов творческих работников, виды и размеры доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются творческой организацией самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.

Между тем многие творческие организации являются бюджетными учреждениями, в связи с чем труд их работников оплачивается в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.08 № 583. Творческий «простой» Согласно ч.

5 ст. 157 ТК РФ не рассматривается в качестве простоя время, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Эта норма, а также упоминание о том, что указанное время может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, вызывает вопросы.

Непонятно, чем руководствовался законодатель, когда, с одной стороны, исключил период неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, отсутствия выступлений из времени простоя (хотя простой как раз и трактуется как приостановка работы), которое, к слову сказать, оплачивается по нормам, предусмотренным ст. 157 ТК РФ, а с другой стороны, предоставил творческой организации право, но не обязал ее оплачивать названный период.

Заслуженный отдых В связи с ненадежностью доходов творческих работников и их резкими колебаниями, спецификой творческой деятельности и тем, что многими художественными ремеслами можно заниматься лишь в течение относительно короткого периода жизни, ЮНЕСКО предложила своим членам обеспечить отдельным категориям творческих работников право на пенсию в зависимости от стажа работы, а не по достижении определенного возраста.

О возможности досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), говорится в подп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Право на досрочную пенсию по старости предоставляется указанным работникам при наличии стажа творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15–30 лет и достижении возраста 50–55 лет либо независимо от возраста.

Согласно постановлению Совмина РСФСР от 28.08.91 № 447 в стаж, дающий право на досрочную пенсию отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности.

Исключение установлено для борцов цирков, артисток и артистов драматических театров: им пенсия назначается по достижении возраста 50 лет (борцам цирков и артисткам драматических театров) и 55 лет (артистам драматических театров). Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Рабочее время и оплата труда в творческом коллективе

Аккомпаниатор и руководитель Народного хора Районного Дома культуры работают 8 часов в день. Согласно Положения о любительском коллективе оклад данных работников рассчитан за 4 и 3 аса соответственно Должны ли оплачиваться дополнительные часы и как?.Сколько часов в неделю должны работать данные работники на полный оклад.

(на основании каких документов).Правильно ли записана занимаемая должность (Руководитель Народного хора)? Каков базовый оклад данных работников?

Положена ли надбавка к окладу за звание «Народный» С уважением Николайю 30 Марта 2017, 04:24, вопрос №1590302 Николай Уточнение клиента Каким документом устанавливается рабочее время руководителя хорового коллектива 3часа. Аккомпаниатора -4часа. 30 Марта 2017, 16:19 Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 311 ответов 117 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Архангельск Бесплатная оценка вашей ситуации Николай, здравствуйте, безусловно должны, ст. 351 ТК РФ гласит следующее: Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.Означает это буквально следующее: продолжительность рабочей смены регулируется внутренним коллективным договором, но не это не должно повлечь нарушения норм прописанных в ТК РФ.Что касаемо переработки: ст. 152 ТК РФСверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Тут думаю все понятно.Продолжительность рабочей смены и недели диктует ст.

94, к данной категории работников относиться в том числе, а точнее не должна превышать данных норм законодательства.Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой — третьей статьи 92 настоящего Кодекса:при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.Такого вида доплаты регулируютсявнутренними документами коллектива. Николай, постаралась подробно дать ответы, если остались вопросы, задавайте.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+