Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Как списать автошины в бухучете

Как списать автошины в бухучете

Как списать автошины в бухучете

Пробег шины до списания согласно технических регламентов Минтранса


Согласно нормам Минтранса России, запрещается эксплуатация ТС при наличии тех видов технических неисправностей, которые создают угрозу безопасности на дорогах. Среди таковых имеются неисправности, относящиеся непосредственно к автопокрышкам:

  1. величина остаточной высоты рисунка протектора автошин легковых машин меньше 1,6 мм, а у грузовых машин — 1 мм, автошин на автобусах — 2 мм, шин на мотоциклах и мопедах — 0,8 мм;
  2. внешние повреждения автошин — такие как пробои или разрывы, повреждения, которые обнажают корд, вызывают расслоение каркаса или отслоение протектора шины и ее боковины.

Как видно, нормы пробега автошин для списания четко регламентированы и ими можно руководствоваться при расчете срока пользования шинами на собственном авто и при обслуживании автопарка организации.

Благодаря нормам износа автомобильных шин можно прогнозировать износ и покупку автопокрышек по времени.

Источник kolesa.guru Автор: admin Комментировать 0 49 просмотров

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта.

Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением.

Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности.

Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей.

Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример списания шин в бухгалтерском учете

Компания ООО «Лео» в ноябре 2018 приобрела комплект зимних автошин стоимостью 56 640 руб. (в т.ч. НДС 8640 руб.) и передала их в эксплуатацию на замену летних.

Их норма рабочего пробега – 60 000 км.

С ноября по март пробег составил 15 000 км.

При снятии зимних шин компания может учесть в расходах долю их стоимости, для чего необходимо рассчитать стоимость резины, по которой она приходуется на летний период: Свш = (60 000 – 15 000) / 60 000 х 48 000 = 36 000 руб. Комплект летних шин приходовался без стоимости на забалансовый счет, поскольку их стоимость входит в цену автомобиля. В бухчете проводки будут такими: Операции Д/т К/т Сумма Приобретены шины 60 51 56 640 Оприходованы на склад 10/Запчасти склад 60 48 000 НДС 19 60 8640 НДС к вычету 68 19 8640 Передача в эксплуатацию 10/З/ч в обороте 10/Запчасти склад 48 000 Списание части стоимости на затраты (48000 – 36000) 20 10/З/ч в обороте 12 000 Приходование зимних шин на лето 10/Запчасти склад 10/З/ч в обороте 36 000 Рубрики: Tags:

    ,

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет

Списание автошин в бухгалтерском учете

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/ В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Карточка учета шин

Предприятия обязательно должны осуществлять учет расходных материалов, нужных для эксплуатации авто.

Одно из направлений учета – контроль над движением шин. Карточка учета фиксирует поступление, эксплуатацию и выбытие запчастей.

В ней нужно отразить сведения о каждой единице элементов. Прописывается, за каким ТС закреплена часть.

Осуществляется ежемесячный контроль над эксплуатацией. Для этого проставляются отметки о пробеге авто. Эти отметки позволяют отслеживать техническое состояние элементов.

Исходя из этого устанавливается, можно ли эксплуатировать запчасти дальше.

Карточка заполняется назначенным лицом. Вся информация заносится на базе решений экспертной комиссии.

Состав последней устанавливает руководитель предприятия. К СВЕДЕНИЮ! Обязательно ли заводить карточку?

Да, это обязательное требование для всех предприятий.

Карточки могут не заводить только те, кто перевозят грузы или пассажиров для личных нужд.

Страница не найдена

При этом в большинстве случаев запасные части используются при ремонте объектов основных средств и их основное предназначение — заменить соответствующую деталь.

В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Таким образом, если запасные части при ремонте заменяют деталь существующего инвентарного объекта основных средств, то в силу п. 27 ПБУ 6/01 они не могут быть квалифицированы как новый инвентарный объект основных средств, поскольку подлежат списанию на затраты в том отчетном периоде, когда был произведен ремонт.

Итак, запасные части, которые предназначены для ремонта объектов основных средств, которые в свою очередь учтены как инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (т.е.

когда в ремонтируемый объект уже изначально была включена деталь, которая подлежит замене в процессе ремонта), следует квалифицировать как МПЗ независимо от срока их полезного использования. Рассмотрим ситуацию, при которой автомобили были приняты к учету как единый инвентарный объект с учетом всех принадлежностей, в том числе и с автомобильными шинами. При этом возможны следующие варианты такой замены: 1) замена изношенных «всесезонных» шин (т.е.

сезонные шины не используются); 2) замена изношенных сезонных шин (т.е. когда, например, летом происходит замена изношенных летних шин на новые летние (аналогично зимой); 3) замена летних шин на зимние и наоборот.

Следует отметить, что замену изношенных шин на новые (вариант 1 и 2) можно рассматривать как ремонт основного средства (замена изношенной детали на новую), а замену летних шин на зимние и наоборот уже квалифицировать как ремонт было бы неправомерно, поскольку не происходит замены изношенных деталей.

Таким образом, однозначно можно сказать, что в случае замены шин по вариантам 1 и 2 автомобильные шины являются запасными частями, которые были использованы при ремонте и согласно п.

27 ПБУ 6/01 могут быть признаны затратами, связанными с ремонтом основных средств и соответственно отражаться в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому относятся.

Другими словами, такие автомобильные шины не могут быть приняты к учету как самостоятельный инвентарный объект, т.е. они подлежат включению в состав МПЗ (в том числе и если срок их службы более 12 месяцев). Автомобильные шины, которые устанавливаются на автомобиль взамен изношенных (варианты 1 и 2), подлежат списанию со счета 10 «Материалы» на соответствующие счета затрат в момент их установки на автомобиль (п.
Автомобильные шины, которые устанавливаются на автомобиль взамен изношенных (варианты 1 и 2), подлежат списанию со счета 10 «Материалы» на соответствующие счета затрат в момент их установки на автомобиль (п. 27 ПБУ 6/01). Сезонная замена шин Наиболее неурегулированным вопросом является учет операций, связанных с заменой летних шин на зимние и наоборот (вариант 3).

В данном случае не происходит замены изношенных шин и соответственно признать такую замену ремонтом уже неправомерно.

Каким же образом следует квалифицировать эту операцию? В такой ситуации самостоятельный инвентарный объект не приобретается, поскольку изначально автомобиль в совокупности с шинами был учтен как единый инвентарный объект.

Рассмотрим вариант с частичной ликвидацией и дооборудованием. В первую очередь следует отметить, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий частичной ликвидации и дооборудования. Вместе с тем НК РФ к работам по дооборудованию объекта основных средств относит работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п.

2 ст. 257 НК РФ). По мнению автора, данное определение работ по дооборудованию вполне можно применять и для целей бухгалтерского учета.

В рассматриваемой ситуации установка сезонных шин не приводит к изменению технологического или служебного назначения автомобиля, он по-прежнему будет выполнять те же функции, что и до установки сезонных шин. Что касается возможности квалификации демонтажа (снятия) сезонных шин как частичной ликвидации, можно сказать следующее.

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 частичная ликвидация объекта основных средств признается его выбытием. Соответственно частичную ликвидацию объекта основных средств можно рассматривать как частичное выбытие основного средства, а выбытие в рамках ПБУ 6/01 не предполагает замены.

При выбытии объект основных средств списывается с учета, и его замена на аналогичный объект рассматривается как приобретение нового. По мнению автора, частичная ликвидация может осуществляться только если демонтируется часть объекта без дальнейшей замены и изменения функциональной принадлежности объекта. В противном случае речь должна идти о реконструкции или модернизации.

Таким образом, замена сезонных шин не относится к частичной ликвидации и дооборудованию основного средства, она является операцией по содержанию объекта основных средств. Так, в соответствии с п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Как снять с учета автошину с большим пробегом, которая долгое время эксплуатировалась?Пробег сам по себе не может являться причиной для ее списания либо замены.

Посему если она технически исправна и может еще эксплуатироваться, то снимать ее для сдачи в утиль, на восстановление и иных целей, не нужно.

Иными словами, этого быть не должно. Поделитесь статьей

(нет голосов, будьте первым)

Загрузка. Рекомендуем похожие статьиГорячееЗапишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников29 авторских уроковПоле не заполненоПолучить сейчас!

Более 45 000 подписчиковПолезно знать Что подразумевается под инвентаризацией имущества, переданного в аренду?Нормативные акты, регулирующие инвентаризацию имущества, переданного в аренду.Наши книги

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Порядок учета шин. Бухгалтерский и налоговый учет

Шины или приобретаются вместе с автомобилем, или приобретаются отдельно от автомобиля. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения в этих ситуациях. Шины приобретены вместе с авто В таком случае стоимость шин отдельно в бухгалтерском и налоговом учете не отражается (даже если стоимость шин выделена в товаросопроводительных документах).

Стоимость шин наряду с другими сопутствующими расходами формирует первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском и налоговом учете по следующим основаниям. В бухгалтерском учете (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв.

приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н) первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются суммы, уплачиваемые:

  1. в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  2. за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

В налоговом учете (п.

1 ст. 257 НК РФ) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

В случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество (в соответствии с п. 8, 20 ст. 250 НК РФ). Шины приобретаются отдельно от автомобиля.

Вариант № 1 В случае если приобретаются шины взамен изношенных порядок бухгалтерского учета и налогообложения будет следующим. Приобретенные организацией для установки на автомобиль шины принимаются к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной в данном случае цене их приобретения (за вычетом суммы «входного» НДС), и учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» (п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв.

приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н), Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Расходы по замене изношенных шин являются расходами на ремонт автомобиля.

При этом первоначальная стоимость автомобиля не изменяется, а расходы по такой замене учитываются в составе текущих расходов по обычным видам деятельности (п.

5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв.

приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). По мере отпуска шин для установки на автомобиль их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-5, в дебет счета учета затрат (п.

93, 95 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н).

Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется Требованием-накладной по форме № М-11. Налог на добавленную стоимость (НДС) Сумму «входного» НДС, предъявленную поставщиком шин, организация вправе принять к вычету на дату принятия шин к учету и при наличии счета-фактуры на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль организаций Для признания расходов в целях налогообложения прибыли затраты должны быть обоснованны и документально подтверждены (п.

1 ст. 252 НК РФ). Затраты на приобретение шин и услуги шиномонтажа обусловлены поддержанием эксплуатационных свойств автомобиля.

Следовательно, такие расходы экономически оправданны и относятся к другим прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), или расходам на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Косвенными являются расходы, которые компания признает единовременно на дату установки шин (п.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Косвенными являются расходы, которые компания признает единовременно на дату установки шин (п. 2 ст. 318 и п. 1 ст. 272 НК РФ).

Пример 1 Организация приобрела для установки на автомобиль (взамен изношенных) комплект шин стоимостью 11 800 руб. (в т. ч. НДС 1800 руб.). Тогда в учете необходимо сделать следующие записи: Дебет 10-5 «Запасы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 руб. (11 800 — 1800) — приобретен комплект шин для установки на автомобиль (отгрузочные документы поставщика, приходный ордер по форме М-4); Дебет 19

«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1800 руб.

— отражена сумма «входного» НДС (основание: счет-фактура); Дебет 68/НДС Кредит19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — 1800 руб. — принята к вычету сумма «входного» НДС (основание: счет-фактура); Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет» — 11 800 руб. — произведена оплата поставщику (основание: выписка банка по расчетному счету); Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10-5 «Запасы» — 10 000 руб.

— списана стоимость шин, установленных на автомобиль (основание: требование-накладная по форме М-11). Шины приобретаются отдельно от автомобиля. Вариант № 2 Теперь рассмотрим приобретение шин для сезонной смены летних шин на зимние и, наоборот, с зимних шин на летние.

Здесь существуют два подхода. Подход № 1: стоимость сезонных шин включается в состав материальных затрат в момент передачи их в эксплуатацию.

Это позволяет упростить бухгалтерский учет и сблизить с налоговым учетом.

В соответствии со второй позицией стоимость сезонных автошин списывается в течение срока их эксплуатации исходя из нормативного пробега. Это позволяет дать объективную оценку операции, но в этом случае возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

Подход № 2. Установка сезонных шин на автомобиль отражается в бухгалтерском учете аналогично вышерассмотренному порядку учета операций по приобретению шин при замене изношенных шин.

При этом сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо принять к учету. Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам.

С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой — не утратили своих потребительских свойств и с началом следующего сезона вновь будут установлены на автомобиль.

Принятие к учету сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету субсчета 10-5 «Запасные части» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.).

Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.

Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин. Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) (далее — Временные нормы).

Несмотря на то что действие Временных норм распоряжением Минтранса России от 05.01.04 № АК-1-р было приостановлено, тем не менее методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа сезонных шин, снятых с транспортного средства: Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) / Норма пробега шины x Цена приобретения шины Налог на прибыль В отношении сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается, поскольку сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:

  1. возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).
  2. остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);

Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.

Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку они были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние. В то же время бывшие в эксплуатации шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов, ведь под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под данное определение не подпадают.

Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. ПБУ 18/02 В результате при передаче снятых шин на склад и принятии их к бухгалтерскому учету между данными бухгалтерского и налогового учета образуется разница.

В данном случае это налогооблагаемая временная разница, что следует из пункта 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). Налогооблагаемая временная разница приводит к возникновению отложенного налогового обязательства.

Временная разница будет погашена при установке комплекта ранее снятых шин на автомобиль. Пример 2 Организацией в январе 2017 года был приобретен легковой автомобиль с зимним комплектом шин для использования в управленческих целях.

В мае 2017 года был приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 11 800 руб. (в т. ч. НДС 18% — 1800 руб.), и установлен на автомобиль. Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 3000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км.

Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км.

За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1800 руб.

((50 000 км — 20 000 км) : 50 000 км x 3000 руб.).

Поскольку в бухгалтерском учете организации стоимость автомобильных шин, сданных на склад, учитывается, а в целях налогообложения прибыли организаций не учитывается, возникает налогооблагаемая временная разница в размере 7200 руб. (1800 руб. х 4 шт.), соответственно, отложенное налоговое обязательство составит 1440 руб. (7200 руб. х 20%) В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи: Дебет 10-5 «Запасы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 руб.

— принят к учету комплект летней резины (основание: отгрузочные документы поставщика, приходный ордер по форме М-4); Дебет 19

«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1800 руб. — отражена сумма «входного» НДС (основание: счет-фактура); Дебет 68/НДС Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — 1800 руб. — принята к вычету сумма «входного» НДС (основание: счет-фактура); Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет» — 11 800 руб.

— произведена оплата поставщику (основание: выписка банка по расчетному счету); Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10-5 «Запасы» — 10 000 руб. — отпущены летние шины для установки на автомобиль (основание: требование-накладная по форме М-11); Дебет 10-5 «Запасы» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» — 7200 руб. (1200 руб. x 4 шт.) — принят к учету комплект зимней резины, снятой с автомобиля (основание: бухгалтерская справка-расчет); Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство» — 1440 руб.

(4800 руб. x 20%) — отражено отложенное налоговое обязательство (основание: бухгалтерская справка-расчет). Отдел Аудита ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Варианты учета «отдельных» шин

Очевидно, что списание автомобильных шин с баланса плательщика напрямую влияет на финансовый результат.

А значит, ключевое значение имеет момент признания стоимости автомобильной шины в составе расходов.

И тут можно рассматривать два варианта учета. Кстати, не забудьте один из выбранных вами вариантов зафиксировать в приказе об учетной политике.1.

Безопасный вариант (как правило, самый популярный среди осторожных бухгалтеров).Для приобретенных шин заводим два субсчета — 207/1 «Шины на складе» и 207/2 «Шины в эксплуатации». При передаче шин в эксплуатацию делаем проводку Дт 207/2 — Кт 207/1, а при возврате на склад из-за сезонной замены — обратную: Дт 207/1 — Кт 207/2.

В момент вывода шин из эксплуатации в связи с их изношенностью делаем следующие записи. — если продаем изношенные шины как вторсырье* за компенсацию — сперва списываем их на расходы периода в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шины «ходили» (т.

е. на Дт 23, 91 — 94). Затем приходуем по чистой стоимости реализации записью Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Соответственно, при продаже шин относим их балансовую стоимость в Дт 943, а доход признаем по Кт 712;— если сдаем на утилизацию — услуги по утилизации включаем в прочие операционные расходы периода согласно абзацу третьему п. 2.13 Методрекомендаций № 2**, а изношенные шины (отходы) списываем на расходы периода в соответствии с направлением использования (т.

е. на Дт 23, 91 — 94).В этом случае происходит «оттяжка» во времени,т.

е. стоимость шин попадет в состав расходов только в момент их выбытия из эксплуатации ввиду своей непригодностиОчевидно, что более выгодный для плательщика вариант, когда расходы увеличиваем уже в момент передачи шины в эксплуатацию.2. Выгодный вариант. Приходуем шины на субсчет 207 «Запасные части». И уже при передаче со склада в эксплуатацию (т.

е. установки на автомобиль) списываем их стоимость на расходы периода (на Дт 23, 91 — 94 в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шина будет «ходить»). Разумеется, при этом необходимо продолжать вести оперативный количественный учет по местам хранения и материально ответственным лицам, а также заполнять карточку учета. При возврате еще неотработанных шин на склад из-за сезонной замены их не приходуем и доход не отражаем — учитываем только количественно.В момент вывода изношенных шин из эксплуатации действуем так:— если планируем продать за компенсацию, то приходуем шины как вторсырье на баланс по чистой стоимости реализации (п.

2.12 Методрекомендаций № 2) и на сумму этой стоимости в бухучете признаем прочий операционный доход (Кт 719). Соответственно, при продаже эту же стоимость списываем в Дт 943;— если сдаем шины на утилизацию — отражаем их списание только в оперативном учете и заносим информацию в карточку учета.

Причем учтите: отходы, реализация и/или использование которых в производственном процессе не предполагаются, активом в бухучете не признают (п. 2.13 Методрекомендаций № 2). Поэтому шины, планируемые для сдачи на утилизацию, приходовать на баланс не нужно.Такая более смелая позиция основывается на следующем:(1) замена шин относится к расходам на техническое обслуживание (ТО) автомобиля (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г.

№ 102), а значит, нацелена на поддержание автомобиля в рабочем состоянии;(2) в свою очередь, расходы, осуществляемые для поддержания объекта ОС в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов периода (п. 15 П(С)БУ 7).Причем заметьте: классифицируют как обслуживание автомобиля даже замену шин, которые входят в первоначальную стоимость автомобиля. Поэтому соответствующие расходы на такую замену (включая услуги шиномонтажа) тоже учитываем в составе текущих расходов отчетного периода, согласно п.

15 П(С)БУ 7. Эта позиция, безусловно, выгодна плательщику налога на прибыль, поскольку стоимость автошины сразу «сыграет» в уменьшение финрезультата (а значит, и в уменьшение объекта обложения этим налогом), но традиционно не приветствуется налоговыми органами — они на практике при проверке пытаются такие расходы «снимать».

Радует, что Верховный Суд встал на сторону налогоплательщика в этом вопросе (см. свежие постановления ВС от 27.02.2018 г. по делу № 802/1853/16-аИсточник: https://i.Factor.ua/journals/nibu/2018/may/issue-41/article-36630.html

Учет автомобильных шин

Евгений Петров, аудитор Транспортные средства имеются у многих организаций.

И шины — их необходимая принадлежность. Учитываются шины по-разному, в зависимости от того, каким образом поступили они в организацию. Кроме того, способ учета связан и с предназначением резины.

Всесезонные шины эксплуатируются постоянно, до полного их износа или порчи.

Зимняя и летняя резина устанавливается на транспортное средство исключительно на соответствующий временной отрезок календарного года.Учет всесезонной резины Стоимость автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, поступающих вместе с новым автомобилем (или прицепом), входит в его первоначальную стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства».

Стоимость шин, приобретаемых организацией для замены изношенных или испорченных, учитывается на счете 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части». При этом Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв.

приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и обороте. Напрашивается также обособленный учет резины, подлежащей восстановлению и ремонту. Таким образом, для учета стоимости шин к счету 10-5 могут открываться субсчета второго порядка:

  1. «Автомобильная резина в запасе»;
  2. «Автомобильная резина в обороте»;
  3. «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению».

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Ею же при приобретении шин за плату признается сумма фактических затрат организации, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утв.

приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). В бухгалтерском учете операция приобретения автомобильных шин отражается следующим образом:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 60- оприходованы новые автомобильные шины; Дебет 19 Кредит 60- выделен НДС, со стоимости автомобильных шин;Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19- принят к вычету НДС, выставленный поставщиком автомобильных шин;Дебет 60 Кредит 51- перечислены денежные средства за шины. При передаче шин в эксплуатацию происходит внутренняя переброска по субсчет 10-5:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»- переданы шины в эксплуатацию.

Отметим, что в организациях, имеющих большое количество транспортных средств на субсчете «Автомобильная резина в обороте» помимо резины, непосредственно находящейся на колесах транспортных средств, учитываются и шины, выданные в запас и находящиеся в обороте службы технической эксплуатации, а также в отведенных местах их хранения.

На каждую покрышку организация заводит Карточку учета работы автомобильной шины.

Ее форма приведена в приложении 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.04 № АК-9-р).

Порядок её заполнения приведен в разделе 10 этих правил. Карточка заводится на каждую шину, в том числе и на те, что были учтены в первоначальной стоимости автомобиля.

В неё заносится информация о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вносится ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка – в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или рекламацию.

При направлении шины на восстановление, углубление протектора или утиль карточка учета подписывается членами комиссии. В этом случае она является актом списания шины.

Подтвердит она и необходимость ввода в эксплуатацию новой резины. Упомянутые правила не позволяют снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль или восстановление, если они по своему техническому состоянию пригодны для эксплуатации (п. 88 правил). Перечень же производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могут быть преждевременно сняты с эксплуатации, приводится в приложении 9 к правилам.

Срок эксплуатации автомобильных шин устанавливается руководителем организации.

Для его определения можно воспользоваться данными, приведенными в руководящем документе «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02)» (утв. Минтрансом России 04.04.02). Во временных нормах приводятся данные среднестатистического пробега шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (таблицы 1-3).
Минтрансом России 04.04.02). Во временных нормах приводятся данные среднестатистического пробега шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (таблицы 1-3).

Норма эксплуатационного пробега шин (Hi) определяется: Hi = H х К1 х К2, где H — значение среднестатистического пробега шин для данного транспортного средства; К1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства; К2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (значения поправочных коэффициентов приводятся в таблицах 4 и 5). При этом определено, что норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шин. (При утверждении этого руководящего документа был установлен срок его действия — до 1 января 2004 года.

Однако до настоящего времени этот документ пока не отменен).

При передаче шин в эксплуатацию их предназначение может быть следующим:

  1. для сезонной смены летней резины на зимнюю или же зимней на летнюю.
  2. для замены изношенной или пришедшей в негодность по другим причинам резины;

Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам. В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.

Затраты по поддержанию в исправном состоянии объектов основных средств относятся к расходам по обычным видам деятельности (п.

7 ПБУ 10/99 «Расходов организации»; утв.

приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Расходы на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат (п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств; утв.

13.10.03 № 91н). В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных. Поэтому в этом случае в бухгалтерском учете производится следующие записи:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»- переданы новые шины для замены изношенных;Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»- стоимость новых шин учтена в расходах по обычным видам деятельности. Пример 1 Организация в апреле 2006 года приобрела комплект шин для автомобиля.

В этом же месяце шины были переданы в эксплуатацию взамен изношенных.

За четыре покрышки было уплачено 13 452 руб., в том числе НДС — 2052 руб. В бухучете приобретение шин и их установка отражается следующим образом:Дебет 10 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 60- 11 400 руб. — оприходованы шины на склад;Дебет 19 Кредит 60- 2052 руб.

— выделен НДС;Дебет 60 Кредит 51- 13 452 руб. – перечислены денежные средства за шины;Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19- 2052 руб. — принят к вычету НДС по шинам;Дебет 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации» Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в обороте»- 11 400 руб.

— переданы шины в эксплуатацию;Дебет 26 Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»- 11 400 руб. — учтена в расходах по обычным видам деятельности стоимость шин. _____________________________ Конец примераУчет сезонной резины Несколько иначе учитывается передача сезонных шин.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 29.12.01 № 119н) предписывают при отпуске МПЗ со складов на рабочие места списать их стоимость со счетов учета материальных ценностей на соответствующие счета учета затрат на производство (п.

93 методических указаний по учету МПЗ). При этом никаких ограничений, в том числе и при передаче автомобильных шин разработчики методических указаний не установили.

То есть в бухгалтерском учете следовало бы осуществить две вышеприведенные проводки. Однако, при обратной смене шин и передаче их на склад те же методические указания требуют отнести их стоимость на уменьшение соответствующих затрат (п. 112 Методических указаний). С учетом этого бухгалтерии необходимо будет совершить следующие проводки:Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»- уменьшены на стоимость сезонных шин расходы по обычным видам деятельности.

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» — переданы на склад снятые сезонные шины. Поэтому вполне понятной становится методика учета шин, прописанная в Инструкции к Плану счетов, рекомендующая осуществлять прямые и обратные «внутренные» проводки по счету 10 при установке и снятии сезонных шин.

Так при установке зимних шин осуществляется запись:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»- отражена стоимость переданных в эксплуатацию зимних шин. По окончании же сезона происходит смена шин. Данная операция в бухгалтерском учете будет сопровождаться двумя записями — обратной по зимним шинам и прямой – по летним:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»- отражена стоимость зимних шин, снятых в связи с окончанием сезона;Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»- отражена стоимость летней резины, используемой при эксплуатации автомобиля.

После износа сезонных шин или прихода их в негодность по иным причинам осуществляется проводка по переносу стоимости шин на счета учета затрат на производства (расходов на продажу):Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»- стоимость сезонных шин учтена в расходах по обычным видам деятельности. Возможен также и вариант учета части стоимости сезонной резины по окончанию соответствующего сезона эксплуатации.

Данная часть определяется исходя из фактической себестоимости и количества сезонов использования шин, устанавливаемого руководителем организации. Выбранный вариант учета перенесения стоимости автомобильных шин в расходы желательно отразить в учетной политике организации.Пример 2 Несколько изменим условия примера 1. В ноябре 2005 года организация приобрела зимние шины.

В этом же месяце они были установлены на автомобиль. В конце марта зимние резина была заменена на летнюю. Стоимость последней на момент установки — 6612 руб.

Согласно учетной политике стоимость летних и зимних шин списывается частями после периода, в котором они эксплуатировались. При передаче шин в эксплуатацию для них установлена норма эксплуатационного пробега 35 000 км. С ноября по март автомобиль проехал 12 670 км.

При снятии зимних шин в марте организация вправе учесть в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимней резины – 4126, 80 руб.

(11 400 руб. : 35 000 км х 12 670 км). В бухгалтерском учете операции по установке зимней резины и замене её на летнюю сопровождается следующими записями: в ноябреДебет 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации» Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в обороте»- 11 400 руб.

— переданы зимние шины в эксплуатацию; в мартеДебет 26 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»- 4126,80 руб. – часть стоимости зимних шин учтена в расходах по обычным видам деятельности;Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»- 7273,20 руб. (11 400 – 4126,80) — отражена стоимость зимних шин, снятых в связи с окончанием сезона;Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»- 6612 руб.

— отражена стоимость летней резины, используемой при эксплуатации автомобиля. _______________________________________ Конец примера Учет изношенной резины Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации.

Комиссия устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. Как было сказано выше, на каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполнена карточка учета работы автомобильной шины, которая подписывается комиссии.

Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв.

приказом Минтранса России от 24.06.03 № 153) предписывает включать затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России (п. 43 инструкции № 153). Причем такой порядок учета рекомендуется указать в учетной политике организации. Под нормами, утвержденными Минтрансом России, следует, скорее всего, понимать норму эксплуатационного пробега шин (см.

выше). После достижения пробега автомобильных шин этой величины они подлежат замене в обязательном порядке в целях безопасности дорожного движения. Однако преждевременный износ шин также не допускается. Поэтому разработчики упомянутой инструкции предлагают сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин относить к внереализационным расходам (п.

97 инструкции № 153). Однако данное предложение несколько противоречит положениям ПБУ 10/99, требующим отражать в учете затраты в той сумме, в которой они произведены, то есть в полной сумме независимо от каких-либо установленных лимитов.

Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. При этом они оцениваются по цене возможного применения и учитываются на субсчете 10-5 субсчет «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению». При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Данные шины учитываются обособленно.

На этот же субсчет относится и стоимость договора по их восстановлению. Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление.

Упомянутые хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению» Кредит 91-1- отражена стоимость шин, подлежащих восстановлению;Дебет 10-7 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению»- резина передана для восстановления;Дебет 10-7 Кредит 60- отражена стоимость договора по восстановлению шин;Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Дебет 10-7- восстановленные шины приняты на склад.

Снятые с транспортных средств автомобильные шины, признанные непригодными к восстановлению, приходуются по стоимости утильсырья.Пример 3 В апреле 2006 года комиссия установила полную непригодность комплекта шин, установленных на автомобиле. Стоимость новых устанавливаемых шин – 10 400 руб., стоимость же снимаемых – 3460 руб. Изношенные шины списаны в утиль по стоимости 400 руб.

В бухгалтерском учете операция по смене изношенных шин отражается следующим образом:Дебет 20 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»- 3460 руб. – учтена в расходах по обычным видам деятельности стоимость изношенных шин;Дебет 10 субсчет 6 «Прочие материалы» Кредит 91-1- 400 руб. — приняты к учету непригодные к восстановлению шины; Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»- 10 400 руб.

— отражена стоимость шин, установленных на автомобиль.

______________________ Нередко случается, что автомобиль после аварии не подлежит восстановлению.

Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости в качестве операционных доходов (п. 79 методических указаний по учету основных средств). Среди таковых могут оказаться и шины.Пример 4 В марте 2006 года утвержден акт на списание автомобиля.

Его первоначальная стоимость составляла 275 600 руб., сумма начисленной амортизации — 194 547 руб.

Запасные части, полученные при разборке автомобиля, оприходованы организацией. Среди них оказались и шины в количестве пяти штук. Они были оценены в 4250 руб. В апреле четыре из них установлены на другие автомобили.

В бухгалтерском учете в марте при выбытии автомобиля производятся следующие записи:Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»- 275 600 руб. — списана первоначальная стоимость автомобиля;Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 194 547 руб.

— списана сумма начисленной амортизации;Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»- 70 053 руб. (275 600 — 194 547) — списана остаточная стоимость транспортного средства;Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина на складе» Кредит 91-1- 4250 руб.

— оприходованы шины, снятые со списываемого автомобиля.

В апреле при установке шин на другие автомобили осуществляется проводка:Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 «Автомобильная резина на складе»- 3400 руб. (4250 руб. : 4 х 5) — отражена установка шин на другие автомобили.

______________________________ Конец примераНалоговый учет В налоговом учете затраты на содержание служебного транспорта включаются в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). К таковым можно отнести и затраты по приобретению автомобильных шин. Причем такие затраты учитываются в прочих расходах даже тогда, когда стоимость шины превышает 10 000 руб.

Включение шины в этом случае в амортизируемое имущество не корректно, так как она не подпадает под определение основных средств, приведенное в пункте 1 статьи 257 НК РФ. Прочие расходы относятся косвенным.

Косвенные же расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме включаются в расходы текущего (налогового) периода (п.

1 и 2 ст. 318 НК РФ). Таким образом, в налоговом учете стоимость шин учитывается в расходах, уменьшающих полученные доходы, в момент ввода их в эксплуатацию. В бухгалтерском же учете такое происходит не всегда, пример — установка сезонных шин (см. выше). Наличие разницы в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах, обязывает организацию обратиться к нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв.

приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н).

Возникающая разница в расходах в бухгалтерском учете признается налогооблагаемой временной, так как она приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетном или в последующих отчетных периодах. «Производной» же налогооблагаемой временной разницы является отложенное налоговое обязательство (п. 11 и 14 ПБУ 18/02). Поэтому в примере 2 организация должна осуществить дополнительные проводки: в ноябреДебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77- 2736 руб.

(11 400 руб. х 24%) – начислена сумма отложенного налогового актива; в марте Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»- 990,43 руб. (4126,80 руб. х 24%) – уменьшена сумма начисленного отложенного налогового актива.

Некоторые организации, не имея своих транспортных средств, арендуют автомобили у физических лиц. Если договором аренды предусмотрено, что расходы по содержанию транспортного средства несет арендатор, то затраты на приобретение шин для автомобиля вполне уместно включить в прочие расходы, уменьшающие полученные доходы, при исчислении налога на прибыль. Учет же в прочих расходах затрат на приобретение шин на автомобили работников, которым выплачивается компенсация за использование личного транспорта при служебных поездках, вызовет негативную реакцию налоговых органов.

Чиновники неоднократно напоминают, что условия и порядок выплаты компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях установлены письмом Минфина России от 21.07.92 № 57

«Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок»

. И этим письмом определено, что в размерах компенсации уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат: износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт.

Поэтому дополнительные затраты по эксплуатации автомобиля не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина России от 16.05.05 № 03-03-01-02/140).

В постановлении Правительства РФ от 08.02.02 № 92, которым установлены норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, не раскрываются составляющие компенсации. ТК РФ же предусматривается при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного транспорта выплаты работнику компенсации за износ средства. Дополнительно к этому работодатель должен возместить и расходы, связанные с использованием автомобиля.

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 НК РФ). Следование нормам ТК РФ, скорее всего, приведет организацию в арбитражный суд.

Обратим внимание на особенность учета в налогообложении имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств.

С начала текущего года при использовании таких материально-производственных запасов в расходах учитывается сумма налога, исчисленная с их рыночной стоимости, учтенной во внереализационных доходах при демонтаже или разборке (п. 2 ст. 254 НК РФ). Поэтому в примере 4 при установке снятой резины со списанной автомашины в расходах в налоговом учете будет учтено 816 руб. (3400 руб. х 24%). И это приводит к обязанности начислить отложенный налоговый актив:Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77- 195,84 руб.

(816 руб. х 24%) – начислена сумма отложенного налогового актива. В момент же списания в бухгалтерском учете стоимости шин к обратной проводке, погашающей сумму отложенного налогового актива, добавляется ещё одна – по начислению постоянного налогового обязательства из-за возникающей постоянной разницы в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах – 2584 руб.

(3400 – 816):Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»- 195,84 руб. – погашена сумма начисленного отложенного налогового актива;Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»- 620,16 руб. (2584 руб. х 24%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Материал предоставлен журналом .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Мы не просим купить подписку. У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто.

Помогите ей. Это легко © 2001–2020, Клерк.Ру. 18+

УЧЕТ АВТОШИН: зимней, сезонной, изношенной

Категория: Бланки на списание шин. Учет шин, авторезины. Замена и Учет сезонных, всесезонных, изношенных шин.

Авторезина. Бухгалтерский и налоговый учет авторезины.

Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 распоряжение Минтранс РФ от 21.01.2004 АК-9р РД 3112199-1085-02 Учет авторезины, шин.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+