Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Кто осуществляет контрольно надзорную деятельность в охране труда

Кто осуществляет контрольно надзорную деятельность в охране труда

Кто осуществляет контрольно надзорную деятельность в охране труда

Надзор и контроль за безопасностью и охраной труда


Стр 3 из 5Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль. В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры): – Федеральная служба по труду и занятости (Роструд),которая находится в ведении Минздравсоцразвития Росиии; – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),подведомственная Минздравсоцразвития Росиии; – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор),подведомственная Минздравсоцразвития России; – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор),подведомственная Министерству природных ресурсов и экологии РФ(Минприроды России – МПР); – Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор),подведомственный МЧС России; – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД),подведомственная МВД России. Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы иустановлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.

В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений. Ростехнадзору предоставлено право осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств. Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку. Представители указанных органов имеют право: – беспрепятственного доступа на подведомственные объекты; – на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации; – выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы; – приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации.Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти(суды).

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду.

Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности. Функции Федеральной инспекции труда, полномочия, обязанности и права, порядок работы государственных инспекторов труда определены в главе 57 Кодекса и постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2000 г. № 78 “Положение о федеральной инспекции труда”.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. На рис. 7.1 изображена обобщенная структура управления охраной труда в России.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) – инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии.

Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль. Профессиональные союзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: – осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; – проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; – принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; – защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); – предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору. Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные. Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение). Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

законодательства об охране труда предусмотрены следующие виды ответственности: Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушений трудового распорядка, правил и нормативов по охране труда. За нарушение норм охраны труда руководство может применить следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

За нарушение норм охраны труда руководство может применить следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Материальная ответственность работника перед предприятием возникает, если из-за его действий предприятию был нанесен материальный ущерб.

Возмещать ущерб работник может добровольно или по решению суда, полностью или частично, в зависимости от его вины и причин нарушения правил безопасности. Административная ответственность может выражаться в наложении штрафов или административном приостановлении деятельности. Лицами, привлекающимися к данному виду ответственности, являются должностные лица, юридические лица и предприниматели без образования юридического лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований техники безопасности предусмотрена в случаях злостных нарушений, которые повлекли за собой или могли повлечь несчастный случай, травму, профессиональное заболевание и другие тяжелые последствия.

К уголовной ответственности привлекаются только виновные физические лица (руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение техники безопасности, простые работники). 18. Финансирование и планирование мероприятий по охране труда. Виды планов по охране и улучшению условий труда на предприятии.

Основной обязанностью лиц, ответственных за охрану труда, является искоренение травматизма и профессиональной заболеваемости среди работающих путем строгого выполнения требований охраны труда. Для этого руководители производственных участков обязательно разрабатывают годовые и перспективные планы мероприятий по улучшению условий труда и снижению травматизма и их обязательному выполнению. В первую очередь планы мероприятий составляют руководители производственных участков, затем их обобщают главные специалисты предприятий, а инженер по охране труда обобщает планы главных специалистов для составления сводного плана мероприятий по хозяйству.

Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» утверждена номенклатура мероприятий по охране труда, которая является обязательной для всех предприятий, организаций, учреждений, коллективных сельскохозяйственных предприятий. Она значительно облегчает планирование мероприятий по охране труда и усиливает их целевое назначение, проявляющееся в улучшении условий труда, предупреждении несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также санитарно-бытовом обеспечении условий на производстве. Номенклатура мероприятии, предлагаемых этим законом, является основой для подготовки комплексного плана улучшения охраны труда и санитар-но-оздоровительных мероприятий, предусматривает планирование и проведение разнообразных мероприятий, которые должны быть направлены на дальнейшее улучшение охраны труда.

Она предусматривает модернизацию технологического оборудования в соответствии с требованиями стандартов безопасности, внедрение автоматического и диагностического управления оборудованием, устройство систем контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных производственных факторов, внедрении устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током.

К числу номенклатурных мероприятий относятся также перепланировка помещений в соответствии с требованиями охраны труда, совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся вентиляционных систем, переоборудование отопительных систем, создание оптимального микроклимата на рабочих местах, механизация уборки производственных помещений, приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений, а также естественного и искусственного освещения в соответствие с требованиями стандартов безопасности и санитарных норм, устройство укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков, мест организованного отдыха, оборудование мест и приобретения спортивного инвентаря для производственной гимнастики, организация кабинетов, уголков, лабораторий, выставок по охране труда, приобретение необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.д., а также издание и приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.

К числу номенклатурных мероприятий относятся также перепланировка помещений в соответствии с требованиями охраны труда, совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся вентиляционных систем, переоборудование отопительных систем, создание оптимального микроклимата на рабочих местах, механизация уборки производственных помещений, приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений, а также естественного и искусственного освещения в соответствие с требованиями стандартов безопасности и санитарных норм, устройство укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков, мест организованного отдыха, оборудование мест и приобретения спортивного инвентаря для производственной гимнастики, организация кабинетов, уголков, лабораторий, выставок по охране труда, приобретение необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.д., а также издание и приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.

Мероприятия, предусмотренные номенклатурой, включают в соглашение по охране труда (соглашение по социальным вопросам и охране труда в хозяйстве) с учетом комплексного плана по охране труда, санитарно-технического паспорта предприятия, анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости (форма соглашения приведена далее). Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно-сметной документацией, финансированием и материальными ресурсами.

Финансирование мероприятий осуществляется за счет следующих источников: государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия капитальные; амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; финансирования средств общепроизводственных расходов в случае, когда мероприятия носят некапитальный характер; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства. Если по каким-либо причинам средства, выделенные на мероприятия по охране труда, не израсходованы полностью, оставшуюся сумму администрация по согласованию с комитетом профсоюза направляет на выполнение дополнительных мероприятий. Финансовые средства и материальные ресурсы, предназначенные ми осуществления номенклатурных мероприятий, законом запрещается использовать на другие цели.

В номенклатуре отмечено, что мероприятия, связанные с обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими сред-i щами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактическим питанием и обучением по охране труда, финансируют и осуществляют в соответствии с законодательством и в порядке, установленном министерствами и ведомствами.

19. Классификация несчастных случаев по их связи с производственной деятельностью.

Классификация несчастных случаев Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определяется ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. №73. Расследование несчастного случая – это прежде всего выявление в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет несчастных случаев – объективная документальная фиксация каждого такого происшествия.

Расследованию и учету в соответствии со ст. 227 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
227 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

Клицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: – работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором; – студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику; – лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; – лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду; – лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ; – члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Несчастным случаем, могут быть: – телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; – тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; – поражение электрическим током, молнией, излучением; – укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; – повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств; – иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов. Необходимо отметить, что не все несчастные случаи можно квалифицировать как несчастные случаи на производстве, в некоторых ситуациях могут иметь место несчастные случаи, не связанные с производством.

Расследование и того, и другого несчастного случая осуществляется одинаково, разница заключается в порядке оформления и учета. О несчастном случае на производстве можно говорить,если он произошел: – в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; – при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо наличном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; – при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком; – при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и др.); – при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время; – при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая. – при привлечении работника в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий; В последнем случае необходимо будет доказать, что действие хотя и не входило в трудовые обязанности работника, но совершалось по поручению работодателя, а не по инициативе самого работника, за исключением действий, направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Несчастный случай считается не связанным с производством,если он произошел в результате: – смерти вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденной в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; – смерти или повреждения здоровья, единственной причиной которых явилось, по заключению учреждениями здравоохранения, алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества; – совершения пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения принимаются комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается. Несчастный случай на производстве является страховым случаем,если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е.

с лицами, работающими по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, в котором установлено, что обязанностью одной из сторон является уплата страховых взносов.

20. Сроки, порядок проведения и оформление результатов расследования несчастных случаев, связанных с производством. Порядок расследования несчастных случаев Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим.

Расследование несчастного случая на производстве является обязанностью работодателя той организации, где произошел несчастный случай, независимо от того, было ли лицо работником этой организации. В связи с этим несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными для выполнения работы к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем, у которого произошел несчастный случай (ст. 229 ТК РФ). В состав комиссии включается полномочный представитель работодателя, направившего упомянутых лиц, и его неприбытие (или несвоевременное прибытие) не может явиться основанием для изменения сроков расследования (п.10 Положения об особенностях расследования.).

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству, а комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя по месту основной работы пострадавшего. Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем.

При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды. Несчастные случаи, происшедшие с работниками организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуются и учитываются организацией, производящей эти работы, с обязательным участием представителей организации, на территории которой производились эти работы.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля. Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем).

В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения. Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации.

Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья,работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек.

В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лицапринимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним. Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходомв состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. При расследовании несчастных случаев с застрахованнымив состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования. В случае острого отравленияили радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель территориального органа санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации.

При несчастном случае, происшедшем в организации при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности,состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При крупных авариях с числом погибших 5 человек и болеев состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда– главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате, которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования. Государственный инспектор трудапри выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследованиенесчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давностинесчастного случая.
Государственный инспектор трудапри выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследованиенесчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давностинесчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной приложением №1 к постановлению Минтруда РФ3 

Глава 5.

Осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда

  1. несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  2. 73. Целью контроля за соблюдением требований по охране труда является
  3. создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмот¬ров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требова¬ний охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупрежде¬нию.

74. Основными задачами контроля являются: 74.1. выявление и предупреждение нарушений государственных норматив¬ных требований охраны труда (далее — требования охраны труда); 74.2.

оценка состояния условий труда работников, безопасности производ¬ственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками; 74.3.

выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда; 74.4. принятие мер по устранению выявленных недостатков; 74.5. доведение до каждого работника информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными видами контроля являются: 75.1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуще¬ствляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями; 75.2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации и настоящим Положением о СУОТ; 75.3.

периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организа¬ций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (упол¬номоченных лиц по охране труда работников); 23 75.4.

производственный контроль за соблюдением требований промышлен¬ной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований про¬мышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержден¬ными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Рес¬публики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744); 75.5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществле¬ния профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г.

№ 1630 (Национальный реестр пра¬вовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377).

  • ции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране
  • труда определяются их должностными инструкциями.
  • 76. Полномочия и ответственность руководителей и специалистов организа¬
  • 77. Руководители и специалисты организации (каждый в пределах своей
  • компетенции) осуществляют контроль за:
  • При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации.

77.1.

соблюдением в организации актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда; 77.2. выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локаль¬ными нормативными правовыми актами; 77.3. соответствием законодательству о труде и охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов; 77.4.

выполнением: 77.4.1. решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, госу¬дарственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представ¬лений правовой и технической инспекций труда профсоюза работников агро¬промышленного комплекса; 77.4.2.

мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотрен¬ных программами, планами, коллективными договорами, соглашениями, пла¬нами мероприятий по охране труда; 77.5. соответствием правилам и нормам охраны труда средств производ¬ства и технологических процессов; 77.6. своевременным проведением осмотров, испытаний, технических ос¬видетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной за¬щиты; 77.7.

эффективностью работы вентиляционных систем; 24 77.8. организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с тре¬бованиями охраны труда; 77.9. своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны тру¬да, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями; 77.10.

обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смы¬вающими и обезвреживающими средствами; 77.11. обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями; 77.12.

наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда; 77.13.

проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда; 77.14. прохождением работниками обязательных и периодических медицин¬ских осмотров; 77.15. своевременным и правильным предоставлением работникам компен¬саций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического пита¬ния, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращен¬ной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций); 77.16.

соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних работников; 77.17. соблюдением установленного порядка расследования и учета несча¬стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 77.18. проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых кол¬лективах.

проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых кол¬лективах. 78. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее — периодический контроль) является одним из видов контроля, ко¬торый предусматривает участие всех работников организации в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и забо¬леваний на производстве. Периодический контроль осуществляется руководителями структурных под¬разделений (отраслей, производственных участков, животноводческих ферм, цехов, ремонтных мастерских, гаражей, складов и т.д.) с участием обществен¬ных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза с согласия руководителя органи¬зации для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.

Источник: https://studfile.net/preview/5611686/page:5/

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок: • жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Похожие главы из других книг

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович Рабочие органы промышленных роботов Рабочие органы промышленных роботов предназначены для захвата, удержания изделия и перемещения его при выполнении технологических операций. В соответствии с назначением все рабочие органы можно разделить на две группы: рабочие Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ.

Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России 9.3 Категории контроля документов Документы жизненного цикла ПО могут быть отнесены к одной из двух категорий: категории контроля 1 (КК1) и категории контроля 2 (КК2).

Эти категории касаются функций управления конфигурацией в части документов. Таблица 1 определяет перечень Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович 3.1.

Управление безопасностью в ОУ Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды ОУ от Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора.

Правовые основы взаимоотношений автора Красник Валентин Викторович 3.2. Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью Работники ОУ (как и любой организации, предприятия) составляют трудовой коллектив. Мнение коллектива учитывается при планировании мер безопасности и принятии необходимых решений, документов.

Каждый член Из книги Охрана труда на производстве и в учебном процессе автора Петров Сергей Викторович Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОРГАНЫ РОСТЕХНАДЗОРА 2.1. Принципы взаимоотношений В отличие от договорных отношений потребителей электроэнергии с энергоснабжающими коммерческими организациями, имеющих эпизодический характер (в пределах срока действия Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В 1.1.

Предмет охраны труда. Основные понятия охраны труда Предмет охраны трудаПредметом научной дисциплины «Охрана труда» является система сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.

Опыт показывает, что любой вид деятельности человека должен Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В 1.4.

Охрана труда женщин. Особенности охраны труда молодежи. Правовое регулирование труда учителя Охрана труда женщинОсобые условия безопасности труда женщин определяются в главе 41 ТК РФ.Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением Из книги Фактор четыре.

Затрат — половина, отдача — двойная автора Вайцзеккер Эрнст Ульрих фон 1.7. Управление охраной труда Под управлением охраной труда понимается процесс организованного воздействия на объекты управления с целью соблюдения нормативных требований безопасности. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об основах охраны труда в РФ» Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн 5.

Органы и комитеты по стандартизации Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (статья 14) формулирует основные направления деятельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации:1) утверждение национальных стандартов;2) принятие Из книги Фильтры для очистки воды автора Хохрякова Елена Анатольевна 9. Органы по сертификации Орган по сертификации (ОС) осуществляет следующие действия:1) сертификацию товаров, работ и услуг; выдачу сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия;2) проведение инспекционного контроля за сертифицированными товарами, работами Из книги Системы видеонаблюдения [Практикум] автора Кашкаров Андрей Петрович 30. Органы и комитеты по стандартизации Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (статья 14) формулирует основные направления деятельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации.Согласно положениям вышеозначенного Закона в состав Из книги автора 51.

Органы по сертификации Орган по сертификации (ОС) осуществляет следующие действия:1) сертификацию товаров, работ и услуг; выдачу сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия;2) проведение инспекционного контроля за сертифицированными товарами, работами и Из книги автора Органы управления и запасы Какая бы ни использовалась конструкция, если она не является полностью пассивной, ею нужно управлять.

Более совершенные регуляторы и программное обеспечение обычно экономят еще 10–30 % остающегося энергопотребления, сбережения за счет Из книги автора 6.6.3. Проблемы контроля Естественно, что для исследований в частных фирмах (без финансирования со стороны правительства) давно существуют и другие методы юридического и практического контроля, многие из которых могут быть применены и к нанотехнологическим разработкам.

В Из книги автора Нормативы контроля качества вод Нормирование качества питьевой воды становится с годами более скрупулезным и включает новые показатели. Число нормируемых химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения до 1954 года Из книги автора 1.5.4.

Органы управления лицевой и задней панели Передняя панель (4-канальный регистратор) представлена на рис.

1.14.В табл. 1.1 представлен функционал клавиш видеорегистратора.Задняя панель устройства представлена на рис. 1.15. Рис. 1.14. Функциональное назначение клавиш на

Для чего контролируется состояние ОТ?

Задачей любой тематической проверки является предотвращение наступления несчастного случая на производстве, травматизма и позднего диагностирования профессиональных заболеваний.

Поэтому методика своевременного проведения аудита осуществляется на 3-х уровнях:

  • на третьем этапе проверку проходит организация в целом (1 раз в квартал).
  • на втором этапе надзору подлежит структурное подразделение (по графику);
  • на первом этапе объектом контроля выступает участок подразделения, смена или бригада (ежедневная проверка);

По выявленным нарушения на первой степени контроля разрабатывается план мероприятий по их устранению с конкретными сроками и списком ответственных за исполнение лиц. Итоги фиксируются в специальном , который хранится у руководителя.

Для проведения второй ступени контроля потребуется создать комиссию, в состав которой войдут: инспектор по ОТ, профсоюзный представитель, специалист подразделения и служб организации. Итоги проверки также подлежат фиксации в журнале 2-й степени контроля. Если на лицо имеются грубые нарушения правил и норм ОТ, влекущие за собой причинение ущерба здоровью работающих, в такой ситуации работы на предприятии прекращаются по решению комиссии до устранения всех недочётов.

В контроле 3-ей степени участие принимает руководитель предприятия, начальник службы ОТ, руководители надзорных служб, профорг. Данная комиссия может быть разделена на подкомиссии во главе ведущих специалистов.

Проверка завершается подведением итогов, обсуждением планов по устранению нарушений, назначением ответственных исполнителей и установлением нормативных сроков.

Результаты аудита оформляются актом. По окончании процедуры, чтобы обязать работников устранить выявленные недочёты, чаще всего издаётся распорядительный документ, по форме установленной делопроизводством.

Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда

Стр 1 из 26 Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст.

41), в том числе право работников на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда. В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области.

Цель этих органов — не допустить нарушений.

В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий сооружений, требуют устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к госу­дарственным органам.

Органы надзора, обладая определенными властными полно­мочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки наподнадзорных и подконтрольных объектах, но и давать адми­нистрации обязательные юридические указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения при­знаются недействительными, нарушенные права работника под­лежат восстановлению, а виновные должностные лица привлека­ются к ответственности.

К органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюде­нием законодательства о труде и охраной труда, относятся: государственные органы и инспекции, специально уполномо­ченные на государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственнос­ти и подчиненности, в соответствии с федеральными законами; профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях. Высший надзор за точным и единообразным исполнением за­конов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Законодательство различает следующие формы надзора и конт­роля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего мо­гут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстано­вить нарушенные права.

В КЗоТ РФ перечисляются специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей дея­тельности от администрации предприятий, учреждений, органи­заций и их вышестоящих органов. Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышен­ной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных гру­зов железнодорожным транспортом. Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасно­сти (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энер­гии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.

Государственный энергетический надзор РФ и его органы осуще­ствляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих бе­зопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих уста­новок. Государственный пожарный надзор РФ (Госпожнадзор России) и его органы, входящие в систему МВД РФ, осуществляют над­зор за соблюдением правил и норм, направленных на предотв­ращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, других правил пожарной безо­пасности.

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор РФ (Госсан­эпиднадзор России) и его органы осуществляют надзор за соблю­дением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических меропри­ятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профес­сиональных и инфекционных заболеваний, приведением меро­приятий по гигиеническому воспитанию населения. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Правительство Российской Фе­дерации утвердило Положение о Федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда — единая федеральная централи­зованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления, единениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными орга­низациями. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, осуществ­ив государственные инспекторы труда и иные должностные лица Федеральной инспекции труда. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функ­ции: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на Производстве, анализируют их причины и разрабатывают предло­жения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством Российской федерации дела об административных правонарушениях; информируют соответствующие органы государственной влас­ти и органы местного самоуправления о фактах нарушения зако­нодательства Российской Федерации о труде и охране труда; участвуют в работе по правовому воспитанию, распростране­нию знаний по соблюдению законодательства Российской Феде­рации о труде и охране труда; обобщают опыт применения законодательства Российской (федерации о труде и охране труда; ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав; готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

Положение о Государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития РФ.

Департамент государственного надзора и контроля за соблю­дением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ выполняет следующие функ­ции: руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда; обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их норматив­ное и материальное обеспечение; осуществляет контроль за соблюдением установленного поряд­ка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; анализирует состояние и причины производственного травма­тизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает пред­ложения по их профилактике; готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности Феде­ральной инспекции труда. Государственные инспекторы труда имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостове­рения установленного образца посещать в целях проведения инс­пекции организации любой организационно-правовой формы; осуществлять в установленном порядке проверки и расследо­вание причин нарушений законодательства Российской Федера­ции о труде и охране труда; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представи­телей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законо­дательства Российской Федерации о труде и охране труда, о вос­становлении нарушенных прав граждан с предложениями о при­влечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответ­ственности или отстранении их в установленном порядке от долж­ности; привлекать к административной ответственности в установлен­ном законодательством Российской Федерации порядке лиц, ви­новных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; по результатам проверок передавать материалы по фактам нару­шений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд. Государственные инспекторы по охране труда имеют право: расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, тех­ническое переоснащение производственных объектов, производ­ство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвра­щения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, сни­жающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых произ­водственных объектов; требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в орга­низации труда, которые они имеют основание считать угрожаю­щими здоровью или безопасности работников; запрещать производство и использование средств индивидуаль­ной и коллективной защиты работников, не имеющих сертифи­катов соответствия или не соответствующих государственным нор­мативным требованиям по охране труда; изымать для анализа образцы используемых или обрабатывае­мых материалов и веществ при условии уведомления об этом ра­ботодателя (его представителя); приостанавливать работу отдельных производственных подраз­делений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работ­ников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном по­рядке обучение безопасным методам и приемам выполнения ра­бот, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Главный государственный инспектор труда Рос­сийской Федерации и руководители государственных инспекций труда имеют право: приостанавливать деятельность организаций, в которых выяв­лены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нару­шений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений. Надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют профсо­юзы (ст.

244 КЗоТ РФ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией Наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам вновь были возвращены государствен­ным органам. Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля.

Министерство труда РФ 8 апреля 1994 г.

разработало и утвердило Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда про­фессионального союза или трудового коллектива. Уполномоченный наделяется значительными правами.

Так же, как и государственный инспектор, он может потребовать приос­тановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоро­вью работников, выдать обязательное к рассмотрению представ­ление об устранении выявленных нарушений, обратиться в со­ответствующие органы по поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на произ­водстве.

Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании тру­дового коллектива на срок не менее 2 лет.

Они должны периоди­чески отчитываться на общем собрании перед коллективом и мо­гут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если не выполняют своих функций. Организация выборов возла­гается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы.

Если на предприятии несколько проф­союзов или представительных органов, каждому из них предос­тавлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномо­ченных по охране труда.

Глава 3 1 

Последние новости по реформе контролирующих органов

Процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране всегда находится в динамике. Реформа контрольно-надзорных органов, свежие новости в части ее проведения следующие:

  1. применение цифровых технологий.
  2. глобализация понимания контрольных процессов: контролировать надо не только на уровне предприятий, но и на уровне всей страны в целом;
  3. оптимизация структуры контрольно-надзорных органов;
  4. систематизация нормативной базы в области безопасности и охраны труда с целью оптимизировать ее применение;
  5. внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность органов;
  6. разделение материального и процессуального права;
  7. расширение инструментария контрольной деятельности;
  8. устранение противоречий в законах;

Важно! Последние новости оптимизации структуры контрольно надзорных органов: внедрение риск-оритентированного подхода, который состоит в том, чтобы устранять и нейтрализовать риски, тем самым избегать последствий.

Другой важный элемент реформирования: цифровизация и компьютеризация. Внедрение цифровых технологий обеспечивает решение ряда проблем, в том числе единообразия и централизации. Применение режима онлайн помогает быстро и точно отслеживать деятельность сотрудников и передавать нужную информацию.

Современная надзорная деятельность в области охраны труда заключается в установлении правил и принципов безопасности на рабочих местах. Разные органы власти осуществляют надзорные и контрольные функции: Федеральная инспекция труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и др. В их функционировании отмечен ряд положительных и негативных (недоработанных) направлений в области безопасности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+