Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Роль и сущность права русские философы и правоведы

Роль и сущность права русские философы и правоведы

Что писали о роли и сущности права русские философы и правоведы


Важно Что же касается фактического применения права, то оно осу­ществляется на основе политики права, но с обязательным учетом действительных, фактических интересов. Если юридическая нор­ма им не соответствует, то она либо не применяется, либо искус­ственно интерпретируется в соответствии с новым содержанием общественных отношений. Наконец, отечественная философия права имела своих идео­логов в консервативном лагере общественной мысли.

Многие из них были юристами и оставили значительные труды по юриспруденции. Самый известный из них — Константин Петро­вич Победоносцев (1827—1907), представитель этатистского кон­серватизма — приложил немало усилий, чтобы сохранить и укре­пить государственную власть царизма. В своих теоретических работах сущность государства и права Победоносцев излагает с православных позиций.

Ее методологическую роль философ обосновывал тем, что она, во-первых, служит критерием согласования прав и обязанностей, которого не может дать практический опыт; во-вторых, позволяет уточнить исходные понятия правовой науки; в-третьих, объясняет природу и предназначение человека как субъекта и объекта правовых отношений.

Основное содержание философии права, согласно Чичерину, составляет естественное право, как

«система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства»

.

Внимание Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом.

В отличие от нравственности право есть начало принудительное. В вопросе соотношения права и нравственности Чичерин отстаивает принцип дополнительности, настаивая на самостоятельности каждого из этих начал.

Вопрос 3. Философия права в России.

Стр 4 из 7Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования первого государства восточных славян — Киевской Руси и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности.

Именно в этот период возникают первые философско-правовые идеи, которые первоначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения(XVIII-XIX вв.).

Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) характерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права. К ним можно отнести следующие: — идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и благодати»; — идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности; — идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями.
К ним можно отнести следующие: — идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и благодати»; — идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности; — идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями.

В целом литературные памятники XI-XVII столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые.

Здесь следует вспомнить «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.

Существенный импульс в развитии отечественная философия права получила в эпоху Просвещения.

С XVIII века философия права преподается в российских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисциплина. В трудах профессиональных философов закладываются научные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат. К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Василия Третьякова, Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др.

Отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологической парадигме.

В противовес европейскому рационализму в силу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер. Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»). Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь сознательными психическими переживаниями, а видеть их глубочайшую первооснову — «сердце» как источник мыслей и познания.

С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права делается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кардиоцентризма состоит не в формально-внешнем принуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Одним из сторонников кордоцентризма в отечественной философской мысли был странствующий философ Григорий Сковорода (1722-1794).

Исходные принципы правового мировоззрения — идея нравственной автономии личности и идея справедливости — у Сковороды находят обоснование в его концепции «сродного труда». «Сродность» рассматривается Сковородой как божественный закон, который в то же время является и законом для природы и человеческого общества.

Если данный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане — счастье.

Следовательно, «сродный труд» — это выражение степени социальной справедливости, а право как механизм установления заложенной в «сродном труде» справедливости должно исходить от человека, выражать не столько внешнюю, сколько внутреннюю меру его свободы. Дальнейшее развитие кордоцентризм получил в творчестве Памфила Юркевича (1827-1874), у которого «философия сердца» приобретает характер общефилософской концепции.

В обосновании права П. Юркевич, как и Г.

Сковорода, придерживался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума. Источником морального и правового законодательства, по мнению Юркевича, является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система ценностей. Нравственно зрелый человек, по мнению Юркевича, руководствуется не только соображениями разума, но повинуется заповеди любви, которая внушает ему жертвовать своими личными выгодами для блага других, для блага общего.

В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира.

Таким образом, «философия сердца» в классической отечественной философии права выступает как методологический фундамент морального обоснования права. Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX — начало XX столетий) связано с распространением идей либерализма.

Суть либерального мировоззрения состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета права над политикой. Первым отечественным профессором права, стоящим на либеральных позициях, был Константин Неволин. По оценке русского дореволюционного юриста И.

По оценке русского дореволюционного юриста И. Михайловского, К. Неволин, автор «Энциклопедии законоведения» (1839 г.), является основателем философии права в России.

Во всяком законодательстве он различал две части: законы естественные и законы положительные. Первые образуют идею законодательства, вторые служат ее проявлением. Таким образом, он различал понятия «право» и «закон».

Идеи охранительного либерализма и свободы личности получили развитие в творчестве Бориса Чичерина (1828-1904). Суть его философско-правового либерализма состоит в признании человека изначально свободным существом. При этом он выделял три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона).

Находясь под заметным влиянием идей Канта и Гегеля, свою общефилософскую позицию Чичерин называл универсализмом. Основное содержание философии права, согласно Чичерину, составляет естественное право, как

«система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума»

. Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом.

В отличие от нравственности право есть начало принудительное. В вопросе соотношения права и нравственности Чичерин отстаивает принцип дополнительности, настаивая на самостоятельности каждого из этих начал.

Нравственность служит восполнением права там, где юридический закон оказывается недостаточным, например при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы.

Видное место в отечественной философии права занимает Владимир Соловьев (1853-1900). Религиозная философия Вл. Соловьева основана на идеях всеединства и «цельного знания».

Идея права получает у него моральное обоснование. Право, по мнению Соловьева, занимает промежуточное положение между идеальным добром и злой действительностью. Путь к всеобщему благу лежит через принудительную организацию общественной жизни.

Без права и государства нравственность остается благим и бессильным пожеланием, а право без нравственности потеряло бы свое безусловное основание и не отличалось бы от произвола. В соотношении права и морали он выделял следующие моменты: между правом и нравственностью нет противоречия; противоречия могут возникать между формальной правомерностью и сущностью права, то есть в самом праве, а также между внешне нравственным действием и сущностью нравственности, то есть в самой морали.

Право и мораль взаимно полагают друг друга, то есть нравственность есть безусловное основание права, без которого последнее — произвол, право же есть то необходимое принуждение, без которого нравственная норма становится пустословием. Единство права и морали составляет содержащаяся в них правда или справедливость, поэтому любому нравственному отношению может быть придана правовая форма. Таким образом право, в понимании Вл.

Соловьева, это

«принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»

. «Минимальным добром» он называл недопущение внешних проявлений злой воли, то есть охрану жизни и собственности. Но не только. К достойным условиям он относит: а) обеспечение средств к существованию (пищу, одежду, жилище); б) достойный физический отдых; в) возможность пользоваться досугом для своего духовного совершенствования.

Совокупность этих условий составляет, по Соловьеву, формулу «права на достойное существование».

Сущность права Соловьев видел в равноценности двух нравственных начал: личной свободы и общего блага.

Естественное право, по Соловьеву, не есть нечто предшествующее праву положительному, как в метафизических концепциях естественного права, и не является нравственным критерием позитивного права, как в неокантианских концепциях. Естественное право, для Соловьева, есть чистый феномен, идеяправа; позитивное же — его объективация.

Общий же смысл права — осуществление справедливости. Идея права на достойное существование получила развитие в учении о праве Павла Новгородцева (1866- 1924).

По его мнению, право на достойное человеческое существование представляется им не только как нравственное право, но уже и как юридическое. Данное право не противоречит задаче и сущности права, поскольку осуществляется во имя охраны основных правовых ценностей — свободы и достоинства личности.

Субъектом же права выступает личность, наделенная разумом и свободной волей в ее связях с обществом. В первые послереволюционные годы в России сохранялся высокий уровень философско-правовой мысли, особенно в рамках Академии наук. Однако постепенно исследования по философии права уже в 20-х годах XX столетия свелось на нет.

В марксистско-ленинской интерпретации философия права теряет свое философское содержание и выступает как один из аспектов теории государства и права. В правовой науке прочно утвердился правовой позитивизм в марксистском варианте, где господствующим принципом становится «абсолютный суверенитет государства», а право понимается как «возведенная в закон воля господствующего класса». Назначение права ограничивается лишь контролем за поведением личности, а не обеспечением ее свободы.

Лишь в 70-е годы начинается постепенный отход от узкого, чисто юридического понимания права. По вопросам понимания права проводятся «круглые столы», дискуссии, появляется оппозиция «узконормативному» направлению, получившая название «широкого» понимания права.

Сторонниками такого «широкого» понимания права в 70-80-е годы были В.

Зорькин, Р. Лившиц, Л. Мамут, В. Нерсесянц, В. Сырых, В, Туманов и др. Однако несмотря на все расхождения между «узконормативным» и «широким» подходами оба они отождествляли право и закон. И только с середины 90-х годов можно говорить о возрождении в России исследований по философии права в собственном смысле.
И только с середины 90-х годов можно говорить о возрождении в России исследований по философии права в собственном смысле. Существенный вклад в возрождение философии права как научной дисциплины внесли С.

Алексеев, В. Зорькин, В. Нерсесянц, В. Туманов и др.Таким образом, русская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. Вопрос 4. Зарубежная философия права в XX в.

Школа естественного права направлена на поиски особой реальности права не сводимым к реальности государственной власти установлений.

Современное представление естественного правового мышления сущность права раскрывает как безусловную, воплощенную в природе справедливость, как идеальную, экзистенциальную истинность человеческих отношений, то есть справедливость как критерий оценки и сущности права связывается с дозаконными отношениями и требованиями. Процесс возрождения естественного права особенно усилился после II Мировой войны.

В работе Радбруха «Законное неправо и надзаконное право» обвиняется юридический позитивизм в том, что он извратил право при при национал-социализме в Германии, ибо своим утверждением: «закон есть закон»разоружил немецких юристов перед лицом законов произвола. В широком спектре естественно-правового мышления выделяют различные точки зрения на само естественное право.

Его можно понимать как объективно данную ценность(Фр.Жени),как мораль (Ж.Дабен), как то, что касается социологии(Ф.Селзник),как основание антропологии, как этическую юриспруденцию(М.Кохен),как внутреннюю моральность закона(А.Фуллер) и.т.д Среди тех кто наиболее точно осознал идеи Канта в сфере морали и права кроме Г.Радбруха, следует назвать Р.Штаммлера, Г.Когена, В.Виндельбанда и др. Исходный пункт неоктанианства это априорные понятия права и идея права, которые уже после накладываются на действительность , но незавимые от нее (Г.Радбрух, Р.Штаммлер).

По мнению Густава Ратбруха (1878-1949)априорная идея права синтезирует три основных элемента ценностного характера: справедливость, определенность целей, правовую стабильность. При раскрытии содержания принципа справедливости имеется ввиду формальный принцип справедливости основанный на равенстве граждан. Исследуя право, философ указывает ,что оно является следствием и инструментом изменений социальной действительности.

Представления о праве на основе идеи Канта Рудольф Штаммлер (1856-1938) излагает в работах «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции». Он указывает , что юридические науки возникают, утверждаются и вступают в действие независимо от государственных организации. Нельзя одобрить взгляды рассматривающие право как соиальное правило, за которым стоит сила.

Подобное отождествление права и фактической силы является неверным. Не каждое социальное предписание власти имеет юридический характер ,а лишь часть из них .

Разделяя право на справедливое и несправедливое Штаммлер разработал идею естественного права с меняющимся содержанием. Существенный вклад в развитие естественно философской мысли в XX столетии сделала неогегельянская философия права.

О новом прочтении Гегеля в 1910 году заявил В.Вильденбанд в своем докладе «Возрождение гегельянства».

Идеи Гегеля о свободной воле человека , о разумности законов отвечающих природе человека , о субстанции права являлись источником многих новаторских течений западноевропейской правовой мысли.

Так немецкий философ М.Мюллер осуществил попытку рассмотреть историю права и общества в целом как «историю свободы».

Он указывал, что развитие права — это результат исторического саморазвития свободы, выявляющейся в процессе уяснения человеком своей сущности. Наиболее тщательно исследовал правовые идеи Гегеля итальянский мыслитель Б.Кроче.Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы» Идею свободы он использовал для обоснования формальной,юридической свободы и невозможности фактической свободы. По мнению Кроче лишь «меньшинство которое правит» (полдитический класс), знает, чего оно хочет.

Защищая юридические права личности философ указывал что свобода без субъекта-это пустое слово о и абстракция, если не определяется свобода личности . Подобную направленность имело и положение о том , что не государство выше морали , а наоборот мораль возвышается над государством. К философии права Гегеля обращались не только его последователи такие как Ю.Биндер, Г.Геллер и др,но и итальянский философ права Ф.Джентиле который исследовал идею Гегеля о государстве для оправдания фашистского государства как высшей морали и свободы.

Продолжением традиции естественного права во второй половине XX века было обоснование принципа права как интерсубъективность. Понятие интерсубъективности прежде всего нагружено тем , что можно назвать экзистенциальным напряжением общественной жизни. Философия права XX века впервые обратилась к раскрытию жизненного мира В XX столетии заметно усилился интерес к использованию экзистенциализма в философии права .

Специфика данного направления в провозглашении конкретности , беспрерывности, антинормативности развития «настоящего» права как индивидуальных правовых решений возникших в социальной жизни. Характерным является поиск правового решения в конкретной ситуации, в конкретном деле, прежде всего в жизненной ситуации.

Наиболее яркими представителями экзистенцианизма в философии права являлись М.Мюллер,Э.Фехнер,В.Майхофер. Дальнейшие исследования связаны с усилиями внедрения философской герменевтики. Основная цель герменетического метода – понять автора и его текст.

Применимо к философии права герменетика рассматривает право как текст который неразрывно связан с духовным миром субъекта, его сознанием.

Наиболее известными представителями герменетики в философии права являются А.Кауфман, П.Рикёр. Одной из важнейших версий интерсубъективного подхода к праву является коммуникативная теория обоснования справедливости,представителями которой выступали К.Апель, Ю.Хабермас. Свою концепцию справедливости они объясняют с позиции этики дискурса.

Ю.Хабермас создает новое проблемное поле исследований это сфера межиндивидуальных коммуникативных отношений.В границах этой темы он выделяет поле актуальных проблем современности таких как проблема демократии, прав и свобод человека. Такое понимание демократии предоставляет возможность осуществить аналитическое разделение политической власти на административную и власть, возникшую в процессе коммуникации и воплотившую в себе идею народного суверенитета Стр 4 из 7 не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам.

В случае нарушения авторского права

Похожие главы из других книг:

Лекция 1 СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Христианизация Руси.

Греческая патристика: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Иоанн Дамаскин. Кирилло-мефодиевская традиция. Светская литература: «Изборник 1073 г.», «Пчела», «Диоптра», «Толковая Палея». Первые Возникновение философии и становление ее предмета Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение.
Первые Возникновение философии и становление ее предмета Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение.

Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости».

Этот термин встречается уже у древнегреческого Становление русской философии В русской философии воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Философские идеи русских мыслителей (Н.

Бердяев, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин и др.) 1.

Становление русской философии в XVIII–XX вв. Периодизация всякого исторического процесса – дело сложное и подчас весьма условное.

В данном же случае трудности отягощаются слабой разработанностью периодизации истории русской философии в целом. Зарождение русской Понятие философии права, воли, свободы и права § 1{23}Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание. Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою Проблемы философии.

Бытие и становление Справедливо считая хаос – хаосом, философ приступая к работе, берет на себя обязательство не считать его таковым и рассматривать его как систему. Неудача, постигающая такую попытку систематизировать систему, и будет означать, что Глава 5.

Становление иррационалистической философии История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее, она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколения мыслителей 1.

Становление советской философии Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г.

претерпело кардинальные изменения.

Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX – начале XX в., были высланы или эмигрировали из Глава № 1 Идея философии права и ее потенциал § 1. Идея философии права, ее становление и осуществление Время XVIII – XX века внесло свой вклад в процесс обособления права от философии. Наработанный опыт совместных усилий философов и юристов был перечеркнут в условиях, когда Глава № 8.

Становление права и его специфика § 1. Право Ветхого Завета В XV веке до Р.Х.

семитские племена вторглись в Палестину и захватили территории, прилегающие к реке Иордан. На этой территории и сложилось первое государство древних евреев, достигшее расцвета в Глава № 9.

Философия права, ее становление и развитие в западноевропейской традиции § 1. Предпосылки европейской философии права Истоки «философии права» следует искать в античности, где субъектом законодательной и исполнительной власти выступало народное собрание Глава 10. Становление и развитие философии права в отечественной традиции § 1.

Исторические этапы развития отечественной философско-правовой мысли Генезис правовой мысли следует связывать с расцветом киевской государственности (XI век), когда наставник Ярослава Мудрого 1. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки.

Идея права Становление философии и роль Сократа Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец.

Сразу в нескольких точках – в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции – «началась борьба рациональности и рационально

О российской философии права

Стр 13 из 37 Этот параграф могут пропустить те, у кого интерес к философским проблемам права еще не сформировался.

Впрочем, польза от прочтения параграфа обязательно будет. Сегодня иногда говорят, что изучать в школе нужно только то, что практически пригодится в жизни: конкретные правовые нормы, или права потребителей, или порядок получения наследства. Это неправильная позиция. Пренебрежение к теории права является следствием неверия в силу закона.

Это неправильная позиция. Пренебрежение к теории права является следствием неверия в силу закона. Правовой нигилизм, присущий, к сожалению, довольно большому числу граждан нашей страны, порожден, как считают исследователи, и наследием недавнего прошлого с его «двойной моралью», официальным атеизмом, лишившим общество и государство традиционных духовных опор, и нынешними противоречиями, трудностями и ошибками. Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы общество, его граждан.

Отношение к праву, государству, власти является одним из существенных элементов этой идеи.

Большое значение приобретает философия права – совокупность наиболее общих представлений о сущности и роли права в жизни общества, объединенных общим нравственным началом.

Поэтому так важно разобраться в социальном назначении права, не ограничиваясь знанием его конкретных норм.

Необходимо осознать социальную и личностную ценность, духовное содержание права.

В основе российской правовой традиции лежат идеи естественного права, неразрывно связанные с философией морали. Ей чуждо понимание права, свойственное позитивизму.

Позитивизм – направление в философии, исходящее из признания всего подлинного знания совокупным результатом специальных наук, которые не нуждаются в философском осмыслении.

Позитивизм сводит задачи науки к описанию конкретных явлений. Крупнейшие представители позитивистской философии, особенно популярной во второй половине XIX в., – О. Конт, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж.

Ст. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия).

Для познания сущности права необходим особый философский анализ, который позитивизм обеспечить не может. Дело в том, что право, как религия и мораль, относится к идеальным ценностям. Права и морали без идеальной основы быть не может.

Рационалистический подход к идеальным ценностям односторонен. Конечно, он позволяет проследить, как эти ценности развиваются и взаимодействуют в культурном поле разных эпох, изучить их исторические формы.

Но к пониманию того, что такое право, позитивистский метод не ведет. Между тем господствовавший в советской правовой науке историко-материалистический подход был весьма близок по духу к позитивизму.

Он развивал представления о классовой природе права, о тождестве политики и права, о том, что право обязательно выражает определенные классовые интересы. Именно поэтому отвергались концепции правового государства, верховенства закона, уважения прав человека. Интерес к концепции естественного права возник в России в 60—80-е гг.

XIX в. Об этом свидетельствуют труды Б.

Н. Чичерина, К. А. Неволина, П.

Л. Карасевича, В. С. Соловьева. Она стала ведущей с 90-х гг. прошлого века.

Особенно большой вклад в разработку этой теории внесли П. И. Новгородцев и Л. И. Петражицкий.

Они подчеркивали несовпадение права и закона (право от Бога, а закон – порождение людей, государства), разрабатывали теорию правового государства. Сфера права, по их убеждению, имеет нравственную основу.

Конечно, на развитие права влияли и особенности общественного развития в различные эпохи, и цивилизационная специфика, и национальное своеобразие. Но право, утверждали ученые, порождено нравственностью и развивается под воздействием нравственного чувства, о чем забывать нельзя ни в коем случае.

Нравственное сознание возвышает свой голос над несовершенной действительностью, как бы ни казалась она необходимой для теоретических измышлений.

Мысль об исторической необходимости совершающихся событий не властна над нашим нравственным чувством.

В смелом сознании своих собственных законов и норм оно предъявляет к действительности свои особые требования и задачи. Оно отрекается от той действительности, которая идет вразрез с этими требованиями, оно протестует и ропщет, оно требует от будущего того, чего нет в настоящем. Таков факт нравственного сознания.

П. Новгородцев, русский правовед и философ В самом общем виде естественное право – это вечное неотъемлемое право личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности. Это определение нуждается в пояснениях. Все они связаны с проблемой обоснования права.

Для того чтобы сознание человека могло признать право и принять его как духовную ценность, право должно быть обоснованно.

Далеко не все готовы признать право руководством к жизни и деятельности отчасти потому, что не поняли или не почувствовали его необходимость и высший смысл.

По мнению русского философа и правоведа И.

А. Ильина, понять роль и сущность права невозможно, не имея представлений о верховном благе. Эти представления формирует в первую очередь вера. Но они доступны и людям, в Бога не верующим, но обладающим развитым внутренним миром и мощным стремлением к нравственному совершенствованию.

В самом общем понимании верховное благо – это возможно более широкое и бескорыстное осуществление в жизни человека идеи добра и справедливости. Человеку, кроме представлений о верховном благе, свойственно стремление познать бытие человеческого духа в себе самом.

Право как обязательное правило внешнего поведения и стало необходимой формой «встречи», соединения человеческого духа и верховного блага.

Значит, утверждали российские философы-правоведы, без права человек не может осуществить верховное благо в собственной жизни. Именно философское понимание права спасает от уныния – неизбежного, если основываться лишь на изучении исторических форм права и фактов их нарушения.

История человечества действительно знает множество злодейств, преступлений, низких деяний. О каком уж верховном благе, казалось бы, может идти речь? Философия естественного права, соединяя право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости, возвращает праву его гуманистический смысл.

Разумеется, сказанным проблемы философии права не исчерпываются.

Скорее, в параграфе дан краткий очерк одного из подходов, в обоснование которого серьезный вклад внесли российские правоведы.

В 1917 г. традиции отечественной философии права были прерваны.

Время не стоит на месте, и сегодня необходимость восстановить нарушенную преемственность ощущается очень остро.

Вопросы для самоконтроля 1. Почему нужно изучать теорию права? 2. Что такое философия права?

3. Какие идеи лежат в основе отечественной философии права?

4. К каким ценностям относится философия права? 5. Какой взгляд на соотношение права и нравственности развивался в российской философии права?

6. Как, по мнению И. А. Ильина, соотносятся право и верховное благо? Это интересно Философия права – в ее соотношении с другими видами и способами изучения права – является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей. Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права.

Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, – великая и неоспоримая заслуга также и философии права (В. Нерсесянц, философ). Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию Постепенно в результате теоретико-философского осмысления феноменов права, опыта его применения сформировались аксиомы права как действенного инструмента отстаивания справедливости. Знание этих аксиом помогает людям увереннее чувствовать себя даже в самых сложных ситуациях правового характера.

Примерами таких аксиом являются, в частности, следующие положения: · никто не может быть судьей в своем собственном деле; · где есть право, там есть и его защита; · никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам; · нельзя осуждать дважды за одно правонарушение; · закон, устанавливающий новую или более высокую ответственность, не имеет обратной силы, то есть в принципе не распространяется на случаи, которые произошли до введения закона в действие; · напротив, закон, смягчающий ответственность или вовсе устанавливающий наказуемость данных действий, имеет обратную силу; · лицо, привлекаемое к юридической ответственности, признается невиновным, покуда вина его не будет установлена актом компетентного юрисдикционного органа – судом (презумпция невиновности). В этих и других аналогичных аксиомах проявляется нацеленность права на то, чтобы утвердить начала справедливости и правды, исключить возможность произвола и беззакония, а главное – отражено то своеобразие, тот «дух», который свойствен правовой материи (С.

Алексеев). Темы для рефератов и обсуждения 1.

Судьба философии естественного права в России. 2. Существует ли врожденное «чувство права»? 13 Рекомендуемые страницы:Читайте также: Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 829; lektsia.com 2007 — 2020 год.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+