Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Земельное право - Земли запаса не могут передаватся в долгосрочную аренду

Земли запаса не могут передаватся в долгосрочную аренду

Земли запаса не могут передаватся в долгосрочную аренду

Как составить договор аренды земельного участка


При выигрыше на торгах и одобрении местной администрации, заключите договор об аренде землевладения на 49 лет. Это может выглядеть формальностью, однако к данному шагу нужно подходить ответственно.

Данные практики свидетельствуют, что в соглашение могут быть включены пункты, понижающие актуальность аренды.Категорией земель, к которой относится объект, определяются надлежащие условия землепользования.

К примеру, установление определенных ограничений возможно для земель, находящихся рядом с водными объектами. Арендатор не вправе устанавливать забор и любым другим путем перекрывать доступ к водоему.Соглашение об аренде подразумевает наличие пунктов в отношении:

  1. предмета сделки;
  2. ответственности арендодателя и арендатора;
  3. данных об участниках сделки.
  4. наличии обременений на данное землевладение;
  5. прав и обязанностей участников;
  6. оплаты по договору;
  7. условий изменение и расторжения соглашения;
  8. продолжительности аренды;
  9. общих положений;
  10. ограничений в эксплуатации имущества;

Подробно изучите информацию о предмете соглашения. При наличии недочетов в характеристике объекта, ввиду которых его идентификация невозможна, возникает основание для признания недействительности сделки.

В договоре отображаются реквизиты кадастрового паспорта, местоположение землевладения, его размеры, а также факт наличия или отсутствия строений.Долгосрочное арендное соглашение необходимо зарегистрировать в органах Росреестра, лишь после государственной регистрации оно наделяется юридической силой.

В каких случаях можно использовать земли запаса

  • На подобных территориях возможен сбор сухостоя, который планируется использовать в целях печного отопления.
  • Земли запаса можно применять в качестве пути для перевода животных на место выпаса. Еще одной разрешенной для использования целью является охота на диких зверей.
  • Использование природных объектов, расположенных на землях данной категории. Ярким примером может служить ловля рыбы в водоемах, если нет запрета на эксплуатацию данного объекта частными лицами.

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Запинить

Нюансы составления соглашения

Долгосрочный договор аренды земли – это важный документ, регулирующий отношения между муниципальными властями и арендаторами.

В нем должны содержаться все условия использования участков для определенных целей.

Обязательно в этом документе указывается информация:

  1. в конце указываются реквизиты каждой стороны.
  2. предмет соглашения, представленный земельным участком;
  3. имеется порядок, на основании которого допускается вносить корректировки в соглашение или досрочно расторгать его;
  4. рассчитывается размер арендной платы;
  5. прописывается срок действия данного контракта;
  6. указывается, имеется ли на нем какое-либо обременение;
  7. прописывается ответственность каждой стороны, если выявляются какие-либо нарушения условий договора;
  8. учитываются разные ограничения в использовании территории по назначению;
  9. должны иметься дополнительные важные моменты сотрудничества;

Особенно много внимания уделяется описанию участка земли. Если будут иметься неточности, то они могут стать основанием для признания такого договора недействительным через суд.

Должна иметься достоверная информация, с помощью которой не должно возникать сложностей с идентификацией конкретной территории. К этим данным относится кадастровый номер участка, его точный адрес, площадь и наличие разных построенных объектов. Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Порядок предоставления с/х земли в аренду без проведения торгов

В таком случае весь процесс осуществляется в следующем порядке:

  1. принимается решение по вышеупомянутому заявлению;
  2. проведение кадастровых работ, формирующих земельный участок в соответствие с проектной документацией, обеспечивается заинтересованным лицом;
  3. в зависимости от того, сформирован был участок или уточнялись его границы, производится государственный кадастровый учет, а также осуществляется государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности на него;
  4. арендатору необходимо подать в уполномоченный орган власти заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не образован или его границы нужно уточнить);
  5. подача арендатором заявления о предоставлении участка;
  6. оформление договора аренды (ч.1 ст.39.14 ЗК РФ).
  7. если проекта межевания нет, а земельный участок еще не сформирован, то подготавливаются схемы его (участка) расположения;

Перечисленные заявления можно подать как лично, так и отправить по почте или в виде электронной документации через интернет.

Также существует возможность передать документы с помощью межведомственного информационного взаимодействия.

Аренда земельных участков

Определение договора аренды в российском законодательстве дано в ст. 606 ГК РФ. По данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст. 607 ГК РФ).Согласно Земельному кодексу аренда земли – это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование для ведения какого-либо хозяйства. Арендодателями земельных участков могут быть собственники участков (ст.

260 ГК РФ), а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, – уполномоченные государством органы.Договор аренды землиВ Земельном кодексе аренде земельных участков посвящена ст. 22, согласно которой земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.

11 ст. 22 ЗК РФ).За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ), размер которой является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п.

4 ст. 65 ЗК РФ), а находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности – устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.Земельный кодекс закрепил за арендатором земельного участка довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора аренды (ст. 22 ЗК РФ).Арендатор земельного участка[1] имеет право:– передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное).

В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог).

При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 ЗК РФ);– передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ (п.

6 ст. 22 ЗК РФ). Особенности аренды земли, находящейся в госсобственностиОрганизация будет выступать арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:1. Если она имеет в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких участках.В соответствии с п.

3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ[2] собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо приобрести их, либо взять в аренду. По желанию собственника объекта недвижимости соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.Однако на практике многие предприятия не спешат с оформлением таких земельных участков и, обладая правом собственности на здания, земельные участки под ними имеющие на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ[3] юридические лица, имеющие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.2.

36 ЗК РФ. Кроме того, юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.2. Если организация берет в аренду землю для строительства.Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (п.

1 ст. 30 ЗК РФ) без предварительного согласования мест размещения объектов (предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах – п. 2 ст. 30 ЗК РФ) и с предварительным согласованием мест размещения объектов (предоставление земли осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений – п. 3 ст. 30 ЗК РФ).Продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в силу положений п.

2 ст. 30.1 ЗК РФ осуществляется на аукционах.

Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства рассмотрены в ст. 38.1, 38.2 ЗК РФ. Порядок проведения аукционов определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 808[4].

По результатам торгов, на которые выставляется право на аренду земельного участка, составляется протокол, являющийся основанием для заключения договора аренды с победителем конкурса (аукциона).

Договор подлежит оформлению в течение пяти дней после подписания протокола (п. 26 Правил).В соответствии с п.

9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право (если иное не установлено федеральными законами) передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (в том числе права и обязанности, указанные в п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ):– в пределах срока договора аренды земельного участка;– без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не допускаются: изменение условий договора аренды без согласия арендатора и ограничение установленных договором прав арендатора. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Расходы по аренде в налоговом учетеАрендная платаВ соответствии с пп.

10 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Это общее правило, и, например, при аренде земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, вопросов с отнесением арендной платы к прочим расходам не возникает.Если же организация берет в аренду земельный участок под застройку, то для целей налогового учета арендная плата за землю относится к прочим расходам не в полной сумме. Расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка.

Такое мнение неоднократно высказывал Минфин в письмах от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452, от 04.07.2008 № 03-03-06/1/384, от 29.03.2007 № 03-03-06/1/193, аргументируя свою позицию тем, что согласно п.

1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, и поэтому арендная плата за участок во время его застройки должна включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств и в дальнейшем списываться уже через амортизацию. Согласились с Минфином и судьи ФАС СЗО (постановления от 24.06.2008 № А56-26195/2007, от 14.01.2008 № А56-4910/2007).Теперь перейдем к налогу на добавленную стоимость.

Если арендодателем земельного участка выступает организация – плательщик НДС, то арендатор в обычном порядке получит счет-фактуру, зарегистрирует ее в книге покупок и при соблюдении всех условий примет НДС к вычету.Если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то арендаторам нужно иметь в виду следующее.

При предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 161 НК РФ). Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.Вместе с тем следует учитывать, что на основании пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Таким образом, арендная плата за право пользования земельным участком, взимаемая уполномоченными на это органами, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании данной нормы НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227).

Ранее аналогичное мнение высказывал и Минфин (Письмо от 30.10.2006 № 03-04-15/198[5]): оснований для обложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2006 года арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется. При внесении арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой «без налога» с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж[6].

Обратите внимание: освобождение от обложения НДС в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется только в отношении арендной платы за пользование земельными участками, взимаемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация сдает земельный участок в субаренду, то это будет являться операцией по предоставлению платных услуг третьим лицам, которая облагается НДС в общеустановленном порядке, так как в данном случае организация не является уполномоченным органом.

Расходы на приобретение права на заключение договора арендыПраво на заключение договора аренды земельного участка, как правило, приобретается в результате торгов (конкурсов, аукционов). Расходы на приобретение такого права принимаются для целей налогообложения (п.

2 ст. 264.1 НК РФ) при условии заключения договора аренды.В отличие от расходов на приобретение земельных участков в собственность, данные расходы признаются при аренде земельных участков, находящихся не только в государственной и муниципальной, но и в частной собственности. Кроме того, нет ограничения по дате заключения договора, а также признание расходов не ставится в зависимость от вида строительства, которое будет осуществляться (капитальное или жилищное).Для целей исчисления налога на прибыль порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки изложен в пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ. Он аналогичен порядку учета расходов на их покупку.

То есть предлагаются те же два варианта, один из которых следует закрепить в приказе об учетной политике.Вариант 1. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет.

Соответственно, конкретный срок должен быть закреплен в приказе об учетной политике.Вариант 2. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Конкретный размер процентов, который будет применяться при расчете предельных размеров расходов, следует закрепить в приказе об учетной политике. При этом налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.Что касается налога на добавленную стоимость, то предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ (сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав).Пример 1.ООО «Союз» приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за 8 400 000 руб. Договор заключен 1 октября 2008 г. сроком на 7 лет. В этом же месяце поданы документы на регистрацию договора аренды.Вариант 1.

В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы на приобретение права на земельные участки учитываются равномерно в течение пяти лет.Вариант 2. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы на приобретение права на земельные участки учитываются в размере 30% налоговой базы предыдущего налогового периода. Налоговая база ООО «Союз» составила: за 2007 г.

– 10 500 000 руб., за 2008 г. – 15 000 000 руб.Вариант 1.Сумма расходов, ежемесячно учитываемых при расчете налога на прибыль, начиная с октября 2008 года составит 100 000 руб.

(8 400 000 руб. / 7 лет / 12 мес.).Вариант 2.Расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль:– в 2008 году:30% налоговой базы 2007 года составят 3 150 000 руб. (10 500 000 руб. х 30%), именно эта сумма и будет списана на «земельные» расходы в 2008 году;– в 2009 году: 30% налоговой базы 2008 года (без учета суммы расходов этого же периода на приобретение права на земельные участки) составят 5 445 000 руб. ((15 000 000 + 3 150 000) х 30%).

То есть «земельные» расходы в 2009 году можно списать в размере 5 250 000 руб.

(8 400 000 — 3 150 000).Таким образом, ООО «Союз» расходы на приобретение земельного участка учтет полностью в течение двух налоговых периодов. При этом в ст. 264.1 НК РФ не установлено требование о равномерном признании земельных расходов при втором способе их списания, поэтому можно сделать вывод о том, что они могут быть учтены по итогам первого же отчетного периода, то есть в январе 2009 года.В данном примере второй вариант списания расходов оказался для налогоплательщика более выгодным.
При этом в ст. 264.1 НК РФ не установлено требование о равномерном признании земельных расходов при втором способе их списания, поэтому можно сделать вывод о том, что они могут быть учтены по итогам первого же отчетного периода, то есть в январе 2009 года.В данном примере второй вариант списания расходов оказался для налогоплательщика более выгодным.

Однако здесь мы взяли годовую прибыль, превышающую стоимость приобретаемого права на заключение договора аренды. Если бы у предприятия были другие исходные данные (годовая прибыль гораздо меньше стоимости приобретаемого права), то выгоднее был бы первый вариант.В случае приобретения организацией двух земельных участков, одного на правах аренды, а другого – в собственность, предельный размер расходов, признаваемых в целях налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, определяется отдельно в отношении суммы расходов на приобретение права на земельный участок и права на заключение договора аренды. При этом если организация выберет второй вариант списания расходов, то, как указано в Письме Минфина России от 27.06.2007 № 03-03-06/1/425, для расчета предельных размеров расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов на приобретение права на земельные участки и права на заключение договора аренды.При учете данных расходов следует иметь в виду, что речь идет о праве на заключение договора, иными словами, покупается право на аренду земельного участка, которое не следует путать с арендной платой.

Например, в вышеупомянутом Письме Минфина России от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452 рассматривался вопрос о включении в первоначальную стоимость строящегося здания арендных платежей, уплаченных до момента завершения строительства. Что касается стоимости права на заключение договора аренды, то в минфиновском письме отмечается: в отношении сделки, заключенной до 1 января 2007 года, расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств.

Начиная с 1 января 2007 года расходы на приобретение права на земельные участки учитываются в соответствии с положениями ст. 264.1 НК РФ.Как отмечалось выше, право на заключение договора аренды земли приобретается в основном на торгах (конкурсах, аукционах).

Однако такое право может приобретаться и в иных случаях, которые были рассмотрены, например, в недавних письмах Минфина (от 08.10.2008 № 03-03-06/1/568, от 13.10.2008 № 03-03-06/2/142). Организации заключили договоры аренды до вступления в действие ст.

264.1 НК РФ, то есть до 1 января 2007 года. Основанием для их заключения являлось то, что на земельных участках располагались здания, принадлежащие организациям на правах собственности.

В 2007 – 2008 годах были приняты решения о сносе зданий и строительстве на их месте новых. Таким образом, меняется назначение использования земельного участка, что ведет к необходимости внесения соответствующих изменений в действующий договор аренды или заключения нового договора.

В связи с этим правительством субъекта РФ ставится условие оплаты права на заключение договора аренды.Из вопроса, который рассматривался в Письме № 03-03-06/1/568, следует, что в 2008 году к договору аренды составлено дополнительное соглашение с указанием, что право аренды земельного участка выкуплено, но еще не оформлено и подлежит государственной регистрации.

На вопрос организации: с какого момента можно учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли, если сам договор уже заключен в 2001 году на 49 лет, чиновники ограничились перечислением норм, изложенных в ст. 264.1 НК РФ.Автора же в данном случае заинтересовал другой момент – будет ли считаться заключение дополнительного соглашения к договору аренды условием для признания данных расходов.
264.1 НК РФ.Автора же в данном случае заинтересовал другой момент – будет ли считаться заключение дополнительного соглашения к договору аренды условием для признания данных расходов.

Ведь договор и дополнительное соглашение – понятия не тождественные,о чем свидетельствует и арбитражная практика. Например, ФАС УО в Постановлении от 20.03.2006 № Ф09-963/06-С6 указал, что дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, является неотъемлемой частью договора аренды, оно изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

А ФАС СЗО отметил, что дополнительное соглашение не является самостоятельным основанием возникновения права аренды (Постановление от 09.06.2006 № А05-17873/2005-24). Поэтому, по мнению автора, налоговые инспекторы, буквально прочитав п. 2 данной статьи, где речь идет о заключении договора, а не дополнительного соглашения к нему, не примут в расходы приобретение права на заключение договора.В Письме № 03-03-06/2/142 рассматривалась аналогичная ситуация (на арендованном ранее участке стояло здание, принадлежащее арендатору на праве собственности, которое он решил снести и построить новое).

Однако отношения с собственником земли были переоформлены не путем составления дополнительного соглашения, а заключением новогодоговора аренды. Минфин в письме делает вывод, что предполагаемые работы по сносу старого здания и строительство нового административного здания не влияют на порядок учета расходов, связанных с приобретением права на заключение договора аренды земельного участка,важен факт обязательности в последующем заключения договора аренды.На примере сравнения двух похожих, но по-разному оформленных ситуаций видно, как тщательно нужно продумывать все тонкости сделки, чтобы минимизировать налоговые риски. Государственная регистрация договора арендыВ соответствии с п.

1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ[7].При этом договор аренды земельного участка считается заключенным с момента его государственной регистрации.В соответствии с п. 2 ст. 264.1 НК РФ одним из оснований признания расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка является фактическое заключение договора аренды.

При этом расходы относительно участка, подлежащего государственной регистрации, подлежат включению в состав прочих с момента документально подтвержденного факта подачи договора аренды на государственную регистрацию (пп. 2 п. 3 ип. 4 ст. 264.1 НК РФ).

В целях ст. 264.1 НК РФ под таким подтверждением понимается расписка в получении соответствующих документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Обратите внимание: в случае отказа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в государственной регистрации договора аренды и, соответственно, невозможности заключения договора аренды у налогоплательщика отсутствуют правовые основания для учета таких расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 29.04.2008 № 03-03-06/1/298). При этом может сложиться ситуация, когда отчетный период, в котором была получена расписка, и отчетный период, в котором организации было отказано в такой регистрации, не совпадают.В этом случае, по мнению чиновников, в соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщик должен пересчитать налоговые обязательства за прошлый налоговый (отчетный) период и подать уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст.

81 НК РФ.Согласно п. 2 ст. 264.1 НК РФ если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации (а это относится к договорам, заключенным на срок менее года, – п.

2 ст. 26 ЗК РФ), то расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются равномерно в течение срока действия этого договора аренды.Если по договорам аренды, подлежащим государственной регистрации, расходы включаются в состав прочих с момента подачи договора аренды на регистрацию, то возникает вопрос: с какого же момента в состав расходов включаются затраты по приобретению права на земельный участок, если соответствующее право не подлежит государственной регистрации? Очевидно, что такие затраты включаются в состав прочих с момента вступления в силу договора аренды. Передача прав третьему лицуПередача права на заключение договора арендыСлучается, что на практике организация, выиграв на аукционе право на заключение договора аренды, по каким-либо причинам передает его третьему лицу.

Что здесь надо иметь в виду?Во-первых, следует разграничивать «право на заключение договора аренды» и «арендные права». Термин «арендные права» встречается и в ЗК РФ (ст.

22), и в ГК РФ (ст. 615, 631). Из содержания названных статей можно сделать вывод, что под арендными правами понимаются права арендатора, вытекающие из договора аренды. То есть передача арендных прав арендатором осуществляется в рамках уже заключенного договора, тогда как передача права на заключение договора аренды может происходить только до момента заключения договора с арендодателем.Во-вторых, как уже отмечалось выше предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ.Указанное освобождениеот обложения НДС применяется только в случае, когда плата за приобретение данного права взимается органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация передает права на заключение договора аренды земельного участка третьему лицу, то возникает объект обложения НДС.

В соответствии с п. 5 ст. 155 НК РФ налоговая база по НДС определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ, а именно исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС.В-третьих, в соответствии с п.

2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.

27 ст. 38.1 ЗК РФ. Согласно данной норме в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине присутствия на нем менее двух участников, единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона.

В таком случае организация-участник не может передать право на заключение договора аренды другому лицу, так как из-за признания аукциона несостоявшимся ввиду наличия одной заявки организации договор аренды земельного участка мог быть заключен только с ней. По данному вопросу высказался недавно Президиум ВАС (Постановление от 24.06.2008 № 3351/08): соглашение об уступке предприятием права на заключение договора аренды земельного участка третьему лицу направлено на получение последним этого права вне аукциона, что противоречит нормам земельного законодательства, поэтому в силу ст.

168 ГК РФ является ничтожным. Данное соглашение не порождает юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Передача арендных правРассмотрим ситуацию, когда организация, выиграв торги и заключив договор аренды, через какое-то время захочет передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в соответствии с п.

5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ.Пример 2.ООО «Меркурий» приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за 16 800 000 руб.

сроком на 7 лет с 1 июля 2007 г.В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета эти расходы учитываются равномерно в течение 7 лет и сумма ежемесячно учитываемых расходов составит 200 000 руб. (16 800 000 руб. / 7 лет / 12 мес.).В октябре 2008 г.

организация передала свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка за 16 520 000 руб.

(в том числе НДС 18% – 2 520 000 руб.). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.Июль 2007 г.Отражено приобретение права на заключение договора аренды977616 800 000Перечислены денежные средства в оплату права на заключение договора аренды765116 800 000Ежемесячно с июля 2007 г.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.Июль 2007 г.Отражено приобретение права на заключение договора аренды977616 800 000Перечислены денежные средства в оплату права на заключение договора аренды765116 800 000Ежемесячно с июля 2007 г.

по сентябрь 2008 г.Списывается соответствующая часть расходов будущих периодов20, 4497200 000Октябрь 2008 г.Признан прочий доход по сделке перенайма7691-116 520 000Начислен НДС (16 520 000 руб. / 118 x 18)91-268<*>2 520 000Признан прочий расход по сделке перенайма (16 800 000 руб. — 200 000 руб. x 15 мес.)91-29713 800 000<*> Объектом налогообложения признается передача имущественных прав (пп.

1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Особенности определения налоговой базы по НДС при передаче арендных прав установлены в п. 5 ст. 155 НК РФ, который в свою очередь ссылается на ст. 154 НК РФ. Пункт 1 ст. 154 НК РФ гласит, что налоговая база определяется как стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.

40 НК РФ, без включения в них налога (НДС). Моментом определения налоговой базы является день передачи имущественных прав (п. 8 ст. 167 НК РФ).В соответствии с п.

1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущественных прав (в том числе арендных прав) для целей исчисления налога на прибыль признается доходом от реализации. В нашем примере доход будет равен 14 000 000 руб.

(16 520 000 — 2 520 000).К моменту передачи имущественного права в расходах было учтено 3 000 000 руб. (200 000 руб. х 15 мес.). Таким образом, невозмещенные затраты составят 13 800 000 руб. (16 800 000 — 3 000 000).В статье 264.1 НК РФ особенности реализации арендных прав на земельный участок, в отличие от реализации самих земельных участков, не установлены.

Зато в п. 2.1 ст. 268 НК РФ говорится, что при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

Поэтому в рассматриваемом примере стоимость права на заключение договора аренды можно рассматривать как расходы, связанные с приобретением арендных прав (соответственно, в части, оставшейся не учтенной в составе расходов на момент перенайма, – 13 800 000 руб.). 1] За исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков.

Особенности предоставления земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ, и порядок пользования такими земельными участками установлены гл. 7 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

.[2] Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».[3] Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».[4] Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».[5] Доведено до нижестоящих органов Письмом ФНС России от 30.11.2006 № Отсутствие счета-фактуры в данном случае может быть расценено контролерами как грубое нарушение правил учета в соответствии со ст. 120 НК РФ, что повлечет наложение штрафа от 5 000 до 15 000 руб.

В то же время ни один нормативный документ напрямую не обязывает налоговых агентов самостоятельно выписывать себе какие-либо счета-фактуры (дополнительно см. статью С. Н. Зайцевой «Аренда госимущества: что нужно знать бухгалтеру?», № 17, 2008).[7] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Правовой режим земель запаса

Кроме того, земли запаса могут быть включены в структуру разного рода фондов. Статьей 60 ЗК законодатель предоставляет органам местной власти необходимые полномочия для наделения граждан, которые не работают на сельхозпредприятии и не являются членами колхоза, участками из земель запаса, находящимся в специальном фонде, для создания фермерских хозяйств.

В рамках фонда перераспределения земли чаще всего передаются в соответствии с результатами проведенного конкурса (аукциона) или арендатору с правом выкупа.

Те, которые по определенным обстоятельствам не были распределены, могут быть переданы в бесплатное пользование или проданы по нормативной цене. Если речь идет о целевом фонде, это не значит, что земли запаса приобретают свое целевое назначение без перевода в советующую категорию.

Правовой статус

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  1. предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.
  2. использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  3. передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);

Законодательство разрешает:

  1. сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.
  2. на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  3. через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  4. использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  1. проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  2. исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  3. проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория.

Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  • он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  • гражданин не является членом колхоза;
  • он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается. Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории. Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок. Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Какой дом нужно построить, чтобы перевести землю под ИЖС из аренды в собственность

Статья 39.20 ЗК регламентирует приобретение права собственности и преимущественное право аренды земельных участков, на которых расположены строения или зарегистрированные недостроенные объекты, находящиеся в собственности арендатора.

Сразу обращаю внимание на понятия указанные в данной статье, а именно «зданий» «сооружений» «помещений» — это означает что, объект расположенный на земельном участке должен быть оформленным в вашу собственность и иметь статус — здания или сооружения, т.е. должен быть достроенным и оформленным в собственность.ст. 51.1 ГрК РФ говорят нам непосредственно о ИЖ домах и садовых домах.

Кроме того, обращаю ваше внимание на то, что ваша постройка должна быть капитальным домом.

Если резюмировать все то, что сказано в Градостроительном кодексе (СНиП, 221 ФЗ «о кадастре недвижимости», ЗК РФ) о капитальной и некапитальной постройке, то мы делаем вывод что «Капитальной» — является такая постройка, фундамент которой, прочно связан с землей, углублен и выполнен из прочных строительных материалов (кирпич, камень, бетон, плита и т.д.).Перед строительством вам нужно будет заказать в проектной организации или отделе местной архитектуры схему планировочной организации земельного участка (это один документ).

Схема представляет собой план вашего участка с указанием границ участка, красной линии застройки, границы допустимых зон строительства жилых зданий, допустимых зон размещения хозяйственных построек и т.д., а так же предполагаемые габариты и размеры вашего будущего дома.

Обращайтесь в архитектуру и делайте схему через них.

Плюсы аренды

Долгосрочная аренда земли имеет множество преимуществ для арендаторов. К ним относится:

  1. разрешается досрочно расторгать договор, если в этом имеется необходимость;
  2. предоставляются необходимые территории на длительный срок, который может достигать даже 49 лет;
  3. по окончании срока действия данного контракта имеется возможность выкупить землю;
  4. допускается сдавать участки в субаренду, но при этом важно уведомить о таком решении муниципальные власти, причем такая деятельность может стать источником неплохой прибыли;
  5. можно строить на земле разные сооружения или извлекать прибыль за счет ее использования.

При составлении долгосрочного договора аренды земли граждане или фирмы могут быть уверены в том, что сделка является юридически чистой и законной.

Практически отсутствует возможность для оспаривания договора купли-продажи, если принимается решение о выкупе недвижимости. Если земля — в долгосрочной аренде, и продают гараж, построенный на ней, то оформляется арендный договор договор на покупателей, которые далее могут выкупить эту территорию.К минусам относится то, что если у муниципальных властей или государственных органов возникнет необходимость воспользоваться территорией, то она легко изымается путем досрочного расторжения контракта. Также не все граждане могут воспользоваться таким предложением.Если планируется воспользоваться участком для ИЖС, то максимально предоставляется он на 20 лет.

Приобретение земель запаса в аренду

Уважаемый Павел, здравствуйте! Особенностью земель запаса является то, что они не предназначены для ведения на них какой-либо деятельности, так как у них нет никакого целевого назначения. Чтобы ввести их в хозяйственный оборот и получить возможность претендовать на приобретение их в собственность или аренду, нужно сначала их перевести в одну из целевых категорий, которая предполагает ведение на ней личного хозяйства или бизнеса: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов или земли промышленности.

Однако обратиться с ходатайством о переводе земли, в том числе земель запаса, в другую категорию, может только заинтересованное лицо, обладающее правами на данный участок (собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения и др.).

Так как у Вас никаких прав на эти земли нет, то нет возможности подать такое ходатайство о переводе земли запаса в целевую категорию, позволяющую ее эксплуатацию в хозяйственных целях (см. судебную практику, например, арбитражную, дело № А45-25264/2014 http://kad.arbitr.ru/PdfDocume.).

Так, суд указал: В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок (пункт 3). Таким образом, для подачи ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую лицо, обращающееся с соответствующим ходатайством, должно обладать земельным участком на каком-либо праве.Тем не менее, Вы можете написать обращение в уполномоченный орган, в ведении которого находятся эти земли, с просьбой инициировать процедуру перевод земель запаса в определенную категорию, мотивировав это, например, как предложил коллегами, интересами пополнения бюджета. Ваше обращение обязаны рассмотреть и дать ответ в течение месяца.

Однако принудить орган власти перевести земли запаса в какую-нибудь категорию нельзя, это исключительно усмотрение администрации. Если земли запаса перейдут в какую-нибудь категорию, после этого у Вас появляется право приобрести эти земли в собственность или аренду на аукционе (по общему правилу). С уважением, Артемьев Роман P.S.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+